Дата создания 05.05.2013
ДАННАЯ СТАТЬЯ — ЭТО ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ГОТОВОЙ ШКОЛЕ АКУСТИЧЕСКОЙ НАСТРОЙКИ ФОРТЕПИАНО ТЕРЦИЯМИ И СЕКСТАМИ.
Автор статьи Цыганчук Геннадий Поликарпович, настройщик фортепиано г. Екатеринбург.
www.piano-tuner.ru
Данный труд разработан для обучения искусству акустической настройки фортепиано и предусмотрен для специалистов уже владеющих навыком настройки фортепиано. Особенностью данного метода настройки является то, что в предлагаемой системе акустической настройки допускается использование любых существующих, как интервалов, так и аккордов. При этом значительный акцент в работе с проведением темперации всего инструмента, направлен на контроль высокочастотными, т.е. часто-вибрирующими интервалами. Это такие интервалы как большая терция, малая терция, большая секста, малая секста, малая септима, децима и другие подобные интервалы, поскольку только высокочастотные (с частыми биениями) интервалы дают возможность с очень высокой степенью точности попадать в настраиваемую ноту. Также в данном методе акустической настройки предусматривается использование самых различных аккордов, как в узком, так и в широком расположении, начиная от простых мажорных аккордов и заканчивая аккордами любой сложности. Поэтому данный метод можно назвать терцово-секстово-аккордовым методом акустической настройки фортепиано.
Терцово-секстово-аккордовый метод акустической настройки я отношу к самой передовой в настоящее время, из всех существующих систем акустической настройки инструментов с темперированным строем. Высокоточная равномерная темперация достигается благодаря правильному расчету и удобству контроля равенства и соотношений вибраций высокочастотных интервалов, а также различных аккордов в процессе настройки всего инструмента.
Владея данной техникой акустической настройки фортепиано:
— есть 100%-я уверенность в правильности проведения равномерной темперации на любом, по качеству сборки пианино и рояле;
— процесс формирования равномерной темперации (круг) и последующая настройка всего инструмента проходит быстро и качественно;
— Пианино и рояли значительно дольше не расстраиваются, т.е. звучат хорошо даже при достаточно активной эксплуатации (при условии стабильного микроклимата в помещении);
— не составляет сложности настроить в унисон любое количество пианино и роялей (с разной мензурой);
— Качественно улучшается работа настроечным ключом, т.к. сама система настройки стимулирует и подталкивает настройщика к более внимательной, точной и правильной работе ключом.
Чтобы овладеть данной техникой акустической настройки надо поэтапно изучить 3 лекции. Практически освоить эту информацию помогут упражнения, предлагаемые в конце 1 и 2 лекций.
В ЛЕКЦИИ № 1 изложен материал объясняющий мышление при терцово-секстово-аккордовом методе акустической настройки. Эти пункты нацелены на подробное объяснение, КАК нужно думать, на ЧТО и в какой последовательности необходимо обращать внимание, используя данный метод. Также в этой лекции пошагово объясняется то, как можно научиться ориентироваться, понимать и контролировать очень быстрые вибрации (биения) высокочастотных интервалов, которые используются при темперировании инструмента. Объясняется термин «высокочастотные интервалы».
В ЛЕКЦИИ № 2 говорится все об интервалах, используемых в терцово-секстово-аккордовой системе акустической настройки. Предусматривается переосмысление взгляда на интервалы. Объясняются пульсации парных одинаково-вибрирующих интервалов, а так же интервальных пар, состоящих между собой в определенных вибрационных соотношениях, используемые, как при контроле, так и при настройке инструмента. При помощи ассоциативных названий, они достаточно легко запоминаются. Примеры интервалов взяты, как образцы из практической темперации инструмента.
В ЛЕКЦИИ № 3 раскрывается план темперации с пошаговым, подробным объяснением. Дано множество разнообразных вариантов контроля каждого шага темперации только высокочастотными интервалами. Тем самым у обучающегося, в процессе накопления опыта есть возможность выбрать удобные только ему контрольные интервалы, для эффективной работы.
В конце 1 и 2 лекций даны задания для закрепления материала. Задания нацелены на отработку специфических навыков умения слышать, различать и фиксировать вибрации различных высокочастотных интервалов. Вся 3 лекция посвящена закреплению практических навыков акустической настройки фортепиано, т.е. проведение начала темперации и настройка краев диапазона инструмента.
Для контакта со мной, можно звонить по телефону: 8(912)61-61-009.
С уважением.
Геннадий.
4iu8vu