О работе настройщика

Дата создания 08.06.2012, отредактировано 17.12.2013

Данная информация будет полезна исключительно пользователям пианино и роялей. Цель статьи – объяснить людям, в чем заключается работа настройщика фортепиано. Из чего она состоит и что может, и должен уметь делать настройщик фортепиано. Ознакомившись со статьей, Вы можете потребовать от мастера кроме акустической настройки еще и, например, мягкость работы клавишного механизма, произвести чистку инструмента и т.д.

Итак.

О работе настройщика фортепиано.

Профессия настройщик фортепиано – это серьезная и очень ёмкая профессия. Хороший настройщик – это в первую очередь хороший и лучше профессиональный музыкант, разбирающийся в интервальных и аккордовых созвучиях. Стаж работы должен быть максимально большим (не меньше 20 лет), т. к. всего за несколько лет хорошо научиться настраивать невозможно. Необходимо слышать и отличать тембры интервалов и очень разных аккордов по всей клавиатуре в различных расположениях. Знать, для чего использовать тот или иной аккорд и интервал в той или иной октаве и в любой тональности. Это дается только с годами вдумчивой практики. При этом необходимо закрепить струну так, чтобы она осталась в этом натяжении. (Это уже техническая сторона профессии.) Если этого не сделать, то инструмент очень быстро расстроится.
Чтобы учитывать хотя бы это, необходим огромный практический опыт.

Размышление.

Если настройщик фортепиано работает еще, например, аккомпаниатором или педагогом музыки, токарем или слесарем, рисует картины или пишет книги, подрабатывает извозом на легковом автомобиле и дальше в этом духе, то этого человека нельзя назвать настройщиком пианино и роялей.Этот человек, наверняка или прекрасный музыкант-педагог, или талантливый художник, или замечательный с острым умом писатель, или опытный водитель, вообще хороший и добрый человек, но он не может быть одновременно и опытным настройщиком пианино и роялей, т.к. он не занимается этим профессионально.

Объясню.

Считаю, что только через 15-20 лет можно стать хорошим специалистом. Возьмем пример становления, обучения и взросления любого человека. Это – 11 лет начальная школа, 5 лет – Вуз или техникум, после 7-ми – 10-ти  лет профессиональной работы и практики в профессии можно рассуждать о каком-то опыте в той специализации, в которой данный человек жил и целеустремленно работал. Вот они минимум 15 лет. А если учесть, что в России только один строительный техникум № 12 в Москве с 2007 года дает полный курс обучения профессии настройщика пианино и роялей, то создается вполне очевидная ситуация. Системно обучать настройке фортепиано некому, грамотной практики нет. Вывод – почти все настройщики самоучки. Предложение: попробуйте спроецировать подобную ситуацию к любой другой профессии. Уверен, что создастся грустная по-человечески и не реальная по-жизни ситуация. И вывод один – без опытного наставника профессиональный путь сложится очень долгим и не всегда может быть правильным. Поэтому  прибавляем еще 5 лет. Вот они 15-20 лет. И это при профессиональном, серьезном подходе к профессии.

Далее об особенностях профессии.

Настройщик фортепиано должен хорошо разбираться в особенностях древесины и металла. Это помогает ему в исправлении дефектов, в объяснении и пожелании клиенту всех факторов «поведения» инструмента. (Это уже другая техническая сторона профессии.)

Как в любой работе необходимо постоянное самоусовершенствование, чтение профессиональной литературы, поиск нового и прогрессивного, так и у нас. Не надо путать с работой, как таковой, а именно с большим количеством настроенных инструментов. Это (поиск нового) облегчает работу, появляются новые более совершенные методы и взгляды на акустическую настройку. Появляются более удобные альтернативные варианты решения задач по столярному ремонту инструмента выгодные, как клиенту, так и настройщику.

Настройщик фортепиано должен уметь оказывать такие виды услуг, как акустическая настройка инструмента, должен уметь правильно регулировать клавишный механизм, работать с молоточками и педальным механизмом, производить чистку инструмента от пыли и засоренности.

А теперь коротко ознакомьтесь с этими видами услуг.

акустическая настройка инструмента.

Цель настройки фортепиано – получение и поддержание требуемого натяжения струн с точно выдержанными соотношениями высот создаваемых ими различных музыкальных интервалов и аккордов.

– регулировка клавишного и педального механизмов инструмента.

Это очень ответственная и серьезная работа, от которой зависит удобство, легкость и приятность игры на инструменте. Возможность по настоящему музыкальной игры – это возможность играть на очень тихом звуке (пианиссимо). Наряду с исправностью всех сборочных единиц непременным условием четкой, легкой и бесшумной работы фортепиано является  точная установка их по отношению друг к другу. Подчас даже при самом безупречном состоянии частей и деталей малейшее отклонение от нормального положения одной из них приводит к существенному ухудшению тех или иных свойств инструмента. Различного рода  смещения наиболее  характерны для деталей клавиатуры, механики и педального устройства  пианино и роялей. Поэтому при изготовлении и в процессе эксплуатации фортепиано  клавишный и педальный механизмы требуют периодической и  тщательной регулировки.

Регулировка представляет собой совокупность специальных технических приемов по приведению узлов и деталей механизма в положение, при котором клавишный механизм может  правильно работать. В пианино и роялях посредством таких приемов  производят уточнение, или изменение положения деталей относительно друг друга,  укрепление, или ослабление  их соединений в целях обеспечения правильного  взаимодействия деталей и частей инструмента.

Как особый, самостоятельный вид технического обслуживания, регулировка не предусматривает каких бы то, ни было работ, по ремонту клавишного механизма.  Работа  механики  пианино принципиально отличается от механики рояля. Настройщик должен уметь отрегулировать механику любого инструмента.

Стоимость работ связанных с регулировкой клавишного механизма по прейскуранту в 10 раза выше, чем стоимость настройки инструмента. Это обусловлено важностью работы, особыми специфическими навыками, требующими многолетней выработки правильных и очень эксклюзивных ощущений, а так же специального инструмента в данной работе.

А теперь задумайтесь, какое значение придается регулировке клавишного механизма в общей работе с инструментом! Прочему такие высокие цена за регулировку механики? Это говорит об огромной важности и значимости хорошей работы и правильного функционирования клавишного механизма. Но мои цены при этом в 2 – 2,5 раза ниже, т.к. я стараюсь идти на встречу клиентам и понимаю важность хорошей регулировки клавишного механизма. После полного комплекса услуг, куда входит и полная регулировка механики (как говорят мои клиенты), инструмент изменился, как небо и земля. И так говорят люди, которые совсем не последние в музыке.

 – чистка инструмента от пыли и засоренности.

Это такой же необходимый вид услуги мастера, как и настройка инструмента. Иногда в доме могут появиться насекомые, которые поселяются и в фортепиано, нанося ему определенный вред. К таким вредителям относятся моль, тараканы, жучок-древоточец (или точильщик), домовый муравей. Для предупреждения их появления и борьбы с ними проводят чистку и дезинфекцию.

Моль – очень живучий и опасный вредитель. В фортепиано  моль портит суконные и войлочные детали, поедая их и откладывая в них свои яйца. И как следствие – механика перестает нормально работать (происходит разрегулировка), начинается стук деревянных частей друг об друга, происходят западания клавиш, глушители струн (демпфера), сделанные из мягкого  фетра перестают эффективно работать, инструмент начинает «гудеть». Также страдают молоточки механики и клавиатура. Восстановление такого инструмента требует серьезных материальных затрат.

Грызуны, также как и моль портят инструменты. Отличие грызунов от моли лишь только в характере вреда, который наносится  инструменту. Проблемы с восстановлением также достаточно серьезные.

         Муравьи домовые, как и тараканы, появляются, прежде всего, в местах повышенной влажности. Жучок-точильщик поражает только сухую древесину, а  жучок-древоточец – только влажную. Бороться с жучком весьма хлопотно, легче предупредить его появление.

Избежать таких последствий несложно. Для этого необходимо регулярно (не реже 1-го раза в год) приглашать мастера настройщика и просить его произвести чистку инструмента. Если по каким-либо причинам инструменту предстоит долгое бездействие, то такая профилактика ему просто необходима.

 Рекомендация.

         Сейчас новые пианино и рояли очень дорогие. Посмотреть объявления о продаже музыкальных инструментов «с рук» вы можете, например, на вахте местной музыкальной школы или в местных газетах. Выбирать пианино лучше с помощью настройщика. При отсутствии возможности пригласить настройщика на осмотр пианино или рояля Вы можете ознакомиться с материалом – как выбрать пианино самостоятельно. В этом материале даны некоторые внешние, визуальные ориентиры при выборе инструмента. Кроме внешнего вида и звучания необходимо оценить еще ряд технических характеристик приобретаемого инструмента (как хорошо он держит строй, целостность деки, степень выработки клавишного механизма и др.). Это может сделать только специалист. Купив инструмент без консультации настройщика, вы рискуете обнаружить, что настроить ваш инструмент правильно и качественно невозможно без дорогостоящего столярного ремонта.

Необходимая периодичность настройки пианино или рояля зависит от интенсивности его использования и от того, как хорошо инструмент держит строй, но в любом случае настраиваться он должен не реже одного раза в год. В идеале, это 2 раза в год – весной и осенью. (Прочтите совет – почему расстраивается пианино и рояли.)

Если в обслуживании инструмента делать слишком долгий перерыв, то впоследствии невозможно будет сразу за один раз, настроить его по камертону. Из-за длительного перерыва после  настройки в камертон, инструмент быстро расстроится, появится, как бы расплывчатый звук, по причине релаксации струн и настройщику придется через короткое время настраивать инструмент повторно, что отразится на стоимости работы.  

 

         Чтобы больше понять важность контроля за вашим инструментом, ознакомьтесь со справочной таблицей периодичности настройки, регулировки и ремонта пианино и рояля.

Надеюсь, что данная информация Вам поможет.

Желаю успехов.

Геннадий.

P.S. ВАЖНО !  Когда будете приглашать настройщика фортепиано, особенно по  объявлению в интернете, поинтересуйтесь местом его работы и стажем работы. А вот ТАМ  я работаю.

О работе настройщика: 12 комментариев

  1. Ну,,, )))))) я не сторонник определения качества работы настройщика по его месту работы)))) Пальцы могут гнуть и чаще гнут неумехи, прикрывающиеся местом работы: Я – НАСТРОЙЩИК КОНСЕРВАТОРИИ!! Я – НАСТРОЙЩИК БОЛЬШОГО ТЕАТРА!!!! Я – ДЕЛАЛ РОЯЛИ В БЗК и пр. пр. пр… ну, господа, наезднику – стрем, а слесарю – слесарево))))))

    1. Уважаемый коллега, Дмитрий. Здравствуйте.
      У меня были проблемы с интернетом. Я пытался ответить на Ваш комментарий на статью “О работе настройщика” на сайте pianoexpert.ru, но так и не понял ушел мой ответ или нет. Поэтому, после настройки интернета решил снова Вам написать.
      Цель создания сайта – это рассказать коллегам по цеху, что терцово-секстовая техника настройки фортепиано это супер! Вот и все. Конечно это еще и поиск клиентов. Но главное это поделиться и сказать, что терц-секст это не мудро. Просто надо понять, как это делать и просто делать. У нас в свердловской области так настраивают только 3 человека. Вот я и ищу кто также мыслит и настраивает, и приглашаю на диалог. А выпендриваться, извиняюсь, не было желания.
      А Вы как темперируете инструменты?
      Напишите.
      И на меня не обижайтесь.
      Почитайте, если найдете время, на моем сайте раздел “коллегам по цеху”. Там Все мои размышления на тему темперации инструментов.
      Мне ваше мнение интересно. Это правда.
      Жизнь продолжается.
      И желаю успехов.
      Геннадий.

  2. Здравствуйте! Я занимаюсь аттестацией рабочих мест по условиям труда, в т.ч. мне приходится иногда аттестовывать рабочие места настройщиков фортепиано и пианино, преподавателей детских школ искусств (класс фортепиано, пианино). Для оценки рабочего места подобные места оцениваются с точки зрения воздействия на работника различных факторов производственной среды (шум, освещение, микроклимат, тяжесть труда, напряжённость труда, травмоопасность и др.). Конкретно, мой вопрос к Вам связан с травмоопасностью вышеназванных аттестуемых работников. Есть ли риск получения травмы при эксплуатации фортепиано (пианино)? Я не имею ввиду их транспортировку, а эксплуатацию (настройку). А самое главное, есть ли какие-нибудь требования по безопасности в сопроводительных документах на эти инструменты при их эксплуатации? Ведь можно предположить, что крышкой инструмента можно повредить руку, лопнувшей струной – повредить глаз. Возможно, на этот счёт есть и требования к конструкции крышек, к их закреплению, к безопасной работе со струнами? Как я ни пытался найти, и в интернете, требования по безопасности к этим инструментам (имеется ввиду, не к электрическим), я ничего подобного не обнаружил. Если возможно, проясните мне мои 3 вопроса. Заранее благодарю.

    1. Анатолий, здравствуйте!
      Я настройщик фортепиано – Геннадий. Не ответил сразу, т.к. был в командировке.
      Вопросы понятны. Отвечаю.
      Требования по безопасности в сопроводительных документах на инструмент для настройщиков фортепиано нет.
      Внешне, для настройщиков фортепиано, вреда нет. Но на практике существует большая психологическая нагрузка, особенно в период овладения профессией. Этот период может длиться от 4-5 лет до 10 лет. Это зависит от старания учащегося и от квалификации наставника.
      Далее струны. Струны разрывают кожу пальцев, по невнимательности и неосторожности только при ремонте инструмента. Рвутся струны, при настройке, без вреда для настройщика.
      Единственная скрытая опасность для настройщика фортепиано это профессиональное заболевание, которое называется тугоухость. Об этом знают не все настройщики.
      Объясняю.
      Из-за систематической, ежедневной и продолжительной слуховой нагрузки, на протяжении многих лет человеческих слух испытывает огромные децебелы, при чем на одной и той-же частоте. И именно на этой частоте звука притупляется слух настройщика. (Я лично это ощущаю в следующем. Мне не хватает высоких частот с музыкальном произведении. Общая громкость слышна хорошо, а высоких частот мне всегда маловато.) Это происходит из-за того, что пианино и рояли находятся в небольших помещениях (классы), а в закрытых помещениях фортепиано выдает более 80 Дб, что является превышением нормы для человеческого слуха. (Концертный рояль выдает 110-115 Дб. В проф. литературе рекомендуют использовать ушные заглушки.
      Повторю, что официально вреда нет, а подводные камни я объяснил.
      Рекомендую спросить еще у кого-нибудь из настройщиков фортепиано.
      Желаю успехов.
      Геннадий.

      1. Спасибо, Геннадий, за консультацию! Очень согласен с проблемой воздействия повышенного уровня шума. Здесь есть противоречие: применять или не применять беруши (антифоны, вкладыши) при эксплуатации инструмента. Кстати, в нормах на средства индивидуальной защиты для настройщиков (правда, только при производстве муз. инструментов) не предусмотрены защитные средства для органов слуха. Не могу это пояснить: специально не предусмотрены, или это упущение.
        Желаю успехов и работы без травм и профзаболеваний!
        Анатолий

        1. Анатолий, добрый день!
          Интересная тема.
          Считаю, что отсутствие средств индивидуальной защиты для настройщиков (антифоны, вкладыши) это типичное для России упущение. Эту проблему поднимает в своих трудах норвежец, настройщик и рестовратор Карл Йохан Форсс. Его 3-х томник с большим успехом разошелся по Европе. В настоящее время его труд переведен на русский язык и продвигается через Ассоциацию Фортепианных мастеров в Москве. Там-то (в книге) Он и поднимает эту проблему и настоятельно рекомендует нам, настройщикам использовать в своей работе любые приспособления, для сохранения чувствительности слуха.
          А при музицировании, т.е., когда творишь музыку, ничего подобного делать нельзя.
          Спасибо за пожелания.
          Желаю успехов.
          Геннадий.

          1. я про беруши -ушные и носовые заглушки для дегустаторов и думаю это конечно хорошо для идеального слуха или нюха-люди -то уникальны беречь конечно надо но не нЕжить … ведь простудишь забыв заткнуть уши или нос …да и звук ох как не идеален -даже от нашего настроения меняется….

  3. Добрый день, Геннадий!
    Спасибо за интерес к заданной мной теме!
    Всег благ Вам!
    Анатолий

  4. Большой стаж, безусловно, очень важен при выборе настройщика, но это не является стопроцентной гарантией профессионализма. Имея уши, сводить идеальную равномерную темперацию можно научиться за 2-3 года, а то и еще быстрей. Имея ровные руки, научиться регулировать самые распространенные типы механик за те же 2-3 года – тоже не так сложно. За 20-30 лет стажа один настройщик действительно набирается опыта, открывая и изучая мельчайшие нюансы этого дела, а другой может делать одну и ту же халтуру из года в год, никак не развиваясь. В последнем случае не имеет особого значения, 20, 40, или 50 лет он делает свою туфту, на конечный результат это никак не влияет. Такие дилетанты-халтурщики, как правило, пытаются преподнести свой стаж как нечто, при этом умалчивая о полном отсутствии какого-либо профессионального роста.

    “Стаж работы должен быть максимально большим (не меньше 20 лет)” – а где его взять? Без практики он не появится. Если каждый, начитавшись в интернете мифов об исключительной необходимости наличия 20-летнего стажа, не будет к себе приглашать более молодого настройщика, то что станет с профессиональным ростом молодого? Будет ли он хорошо настраивать через 20 лет? Вряд ли. Вопрос тут уже встанет несколько по-другому: будет ли он вообще этим заниматься, если кругом старые пердуны с умным видом и задумчивым выражением лица создают вокруг своей ничтожной сущности ореол “зрелого и опытного мастера”?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *