Дата создания 11.09.2012, отредактировано 25.12.2013
Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург
Данная статья адресована родителям будущих музыкантов — пианистов и взрослым людям — любителям самостоятельного освоения фортепианного музицирования.
Введение.
Существует очень важный вопрос в развитии музыкальных способностей для человека, решившего освоить игру на пианино или рояле. Этот важный вопрос ведет себя, как невидимка. Задача при этом очень серьезная, по своей значимости в необозримом будущем и практически не заметная, не значимая на первый взгляд для новичка. Это вопрос формирования правильной посадки и правильного положения рук и кистей рук за инструментом, в данной статье на самом начальном этапе освоения инструмента. У профессионалов это называется «работа над аппаратом». Хотя работа над аппаратом у музыканта проходит, как одна из значимых, через всю музыкальную жизнь. И правильное решение этой задачи — это основа разнообразного, богатого тембром и сочного звучания инструмента, что является конечным результатом игры на пианино или рояле. (Этот важный этап развития относится к освоению любого музыкального инструмента.)
Собственный опыт.
Когда я обслуживаю людей, то часто встречаюсь с ситуацией, когда ребенок, играя на пианино, сидит за инструментом не правильно. (Это происходит, когда наступает время «приемки» моей работы по настройке пианино) И когда я обращаю на неправильную посадку внимание родителей, то по их реакции вижу то, что они не знают этого вопроса и как следствие, не понимают важности правильной посадки и правильного положения рук при игре на пианино. На уроке педагог объясняет все моменты правильной посадки, а дома на это не обращается должного внимания. Поэтому у меня возникла мысль написать статью, которая поможет научиться ориентироваться в данном вопросе..
Но… В начале, объясню важность правильной посадки за инструментом.
Правильная посадка за инструментом важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев вашего будущего музыканта. Если на начальном этапе не придать должного внимания на эту незаметную, невидимую, но очень важную часть освоения инструмента, то будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошей базы для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте, а также глубокого и сочного звука. Другими словами, если руки и кисти рук будут в неправильном положении, то в будущем при быстрой игре, когда необходимо будет играть быстрые и красивые пассажи, мышцы руки будут зажиматься. При такой зажатой игре невозможно добиться легкости и красоты звучания инструмента. В перспективе не будет возможности играть любые музыкальные произведения, а лишь только медленные. А это будет значительным ограничением в музыкальном развитии вашего будущего музыканта.
Поэтому.
Прежде чем начинать заниматься на инструменте, необходимо научиться правильно и удобно за ним сидеть. Это, (начну снизу) правильное положение ступней ног, коленей, правильное положение вашего музыканта на стуле, а именно правильное положение спины, плеч, локтей рук, кистей рук и как финал правильное положение пальцев рук.
Подробнее. Это важно!
Основные ощущения при игре на инструменте:
-
легкость (не зажатость) ощущения во всем теле.
-
естественные и расслабленные ноги:
-
прямая и спокойная (не натянутая) спина,
-
свободные и расслабленные (опущенные вниз) плечи:
-
свободно висящие вниз локти (не торчащие, как крылья у птицы):
-
также расслабленные кисти рук. Кисти при этом находятся над клавиатурой ладонями вниз на ширине плеч.
И так. К делу.
В первую очередь.
Необходимо посадить вашего музыканта на стул у клавиатуры пианино перед нотой «до» 1-й октавы. Образно говоря, эта нота «до» должна быть напротив области пупка. Другими словами прямо посередине тела вашего ребенка. Особое внимание хочу обратить на то, какое должно быть сиденье под музыкантом. Обращаю внимание на стул. Это должен быть обычный стул на 4 ножках.
Объясню.
Стул — сиденье, должно быть устойчивым на полу и не качающимся под музыкантом. Дело в том, что раньше наша промышленность выпускала фортепианные круглые, крутящиеся стулья, для музицирования за инструментом. Но со временем такие стулья постепенно раскачались и расшатались. На полу они стоят устойчиво, а под музыкантом в том месте, где резьбовое соединение такой стул со временем терял необходимую жесткость и под весом музыканта произвольно наклонялся в разные стороны. Именно этот момент очень не желателен. Стул должен быть устойчивым. Сейчас наша промышленность выпускает другие сиденья. Они похожи на пуфики. На вид они прямоугольные и достаточно длинные. Сверху дерматин с поролоном, а боковые стенки из полированного дерева различного цвета. В пол упираются очень устойчивые 4 ножки. Это сиденье так же регулируется и по высоте. Такие сиденья продаются в музыкальных магазинах. Их Стоимость составляет от 2500 до 3500 рублей. Но можно вполне обойтись обычным бытовым стулом. На примере стула я и объясню, как и что надо сделать. Самый основной момент — чтобы он был крепким и устойчивым.
Далее необходимо определить, на каком расстоянии перед инструментом надо сидеть.
Для этого необходимо сесть перед инструментом на стул. Кисти рук, находящиеся на клавиатуре ладонями вниз, необходимо вытянуть вперед на уровне солнечного сплетения над клавиатурой. Пальцы кистей так же выпрямить. Руки, как стрелы. При этом пальцами надо достать на клавиатуре перед собой, то место, где заканчивается длина белых и черных клавиш, в том месте где клавиша, как бы прячется в инструмент, уходит вглубь инструмента и начинается длинная тонкая панелька вдоль всех клавиш у пианино, или крышка (клап) для клавиш у рояля. Ладони при этом направлены вниз и, как бы накрывают клавиши. Повторю, что руки при этом должны быть прямыми, а плечи расслабленными и свободно опущенными. Если, при таком положении рук ваш музыкант будет отклоняться прямой спиной назад, это значит, что Ваше чадо необходимо вместе со стулом отодвинуть от инструмента ровно на такое расстояние, чтобы спина оказалась строго вертикальной и пальчики при этом были на том же месте у клавиш. Таким образом, определяется правильное расстояние музыканта от инструмента.
Следующие действия.
Необходимо определить высоту над полом, на которой должен быть ваш музыкант.
Ориентиры такие. В тот момент, когда кисти рук ладонями вниз лежат на клавиатуре и слегка согнуты в локтях, предплечья обеих рук должны быть параллельны полу, либо локти могут быть приподняты чуть выше и как следствие чуть-чуть не параллельны. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук. Чуть-чуть выше можно, а ниже – нельзя. При этом спина должна быть прямой, вертикальной, а плечи расслаблены и опущены. Если при данной высоте стула локти опускаются ниже уровня кистей рук, то ребенка необходимо поднять выше над полом, подложив на стул под ребенка, либо большие толстые книги, либо толстую пачку старых газет. И снова проконтролируйте параллельность предплечий относительно пола. И продолжайте так поднимать, пока не достигнете необходимой параллельности предплечий относительно пола. При этом периодически вытягиваем руки и следим за тем, чтобы вытянутые руки и кончики пальчиков ребенка обязательно доставали на клавиатуре то место, где заканчиваются белые и черные клавиши и начинается длинная тонкая панель. Помните, что спина при этом строго вертикальная. Кисти рук ладонями направлены вниз и при этом, как бы прикрывают клавиатуру.
Следующий шаг.
Контроль положения ног на полу.
Необходимо придать ногам такое положение, что бы сгибаясь в коленях, они были согнуты под углом 90 градусов. Для этого необходимо под ноги вашего музыканта на пол подложить подставку, подобную в выше предложенном варианте для стула, в виде больших толстых книг или газет. Данное требование очень важно по той причине того, что если не будет хорошей опоры на ноги, то ребенок будет искать эту опору в руках. Без хорошей и уверенной опоры на ноги он будет опираться на пальцы рук, и как следствие кисти и пальцы рук будут зажиматься, что будет крайне мешать для свободного и легкого музицирования.
Вывод.
Вот это и есть основные требования к посадке ученика за пианино или роялем. Создание этих условий будет способствовать правильному формированию навыка, который позволит в будущем более свободно осваивать Ваш инструмент.
Далее будет задача освоить не менее интересный и при этом очень необходимый навык. Это положение кистей рук Вашего музыканта над клавиатурой и положение пальчиков на клавишах. Но это уже удел педагога, который будет заниматься с Вашим чадом. Единственное, что могу сказать, это то, что кисти рук должны находиться в таком положении, как будто в ручках вашего музыканта находятся по теннисному кортовому мячу. (большой мяч) А пальчики, при игре должны быть полукруглыми и сохранять эту полукруглую форму при нажатии на клавиши. Об этом Вам будет говорить и показывать Ваш педагог. Рекомендую побывать на уроке фортепиано и вникнуть в особенность этой задачи. Советую Вам зрительно запомнить это положение кисти и пальчиков, а дома за этим постоянно-постоянно следить и подсказывать, и напоминать Вашему будущему музыканту, пока у него не сформируется устойчивый навык на все движения. Переспросите у педагога, правильно ли Вы поняли, потому что это в первую очередь мышечные ощущения. И тогда успех будет более близок.
Уверен, т. к. в прошлом я инструментальный музыкант, что при внимательном подходе к данным рекомендациям и правильном соблюдении, освоение пианино или рояля будет проходить более удобно.
Уважаемый читатель!
Поскольку Вы интересуетесь данной темой и если дочитали до этого места, значит Вы — родитель, вникающий в проблему воспитания вашего ребенка. Поэтому смею предположить, что статья «О работе настройщика» Вас так же заинтересует, т. к. в ней описано все, что должен уметь делать настройщик фортепиано, а так же показан определенный контроль по качеству его работы. На моем сайте есть таблица периодичности настройки и регулировки фортепиано. Так же есть и другая, не менее важная информация для умного пользователя.
Смею предположить, что Вам будет интересна статья об электропиано. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского г. Екатеринбург, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России, профессора Панковой Наталии Георгиевны. Лариса Андреевна, на основе огромного практического опыта профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.
Желаю терпения и успехов.
Геннадий.
cyp5v0
02iynv
j7iw80