Дата создания 08.06.2012, отредактировано 12.10.2012
Уважаемый читатель!
В данной статье я постараюсь показать только собственные принципы настройки и принципы мышления при терцово-секстовой технике настройки фортепиано. Объяснять план темперации я не стану, т. к. перечисление только ступеней плана темперации без подробного объяснения каждого хода — это пустая трата времени.
Хочется верить, что данное объяснение хоть как-то передаст сущность моего подхода к настройке фортепиано.
Итак.
Первая нота «ля» настраивается по камертону или по тюнеру. (Выключаю тюнер и кладу его в сумку.) Далее, со второй ноты и все последующие ноты, это — терции большие и малые, сексты большие и малые, а также другие высокочастотные интервалы в пределах одной октавы и интервалы через 1 и 2 октавы. И таким образом я настраиваю весь инструмент ноту за нотой.
При этом я в обязательном порядке внимательно вслушиваюсь и в кварты, и в квинты, т. к. они играют также очень важную роль в формировании ровности звучания аккордов. Но кварты и квинты являются лишь приблизительным «закидыванием» звука в зону темперации. А дальше следует высочайшая точность определения необходимой точки звука и закрепления данной тональной ступени, при помощи терций, секст и других высокочастотных интервалов.
Объясню, что такое в моем понимании точка звука.
Для меня настроенная ступень является не нотой или звуком, или ступенью, или высотным положением, а точкой звука. Причем эта точка, как размер укола очень тонкой иглы. И если работаешь с хорошими, ровными струнами, то время потраченное на поиск этой точки, до смешного мало, т. к. все слышно. А если струны плохие, то поиск этой точки доставляет просто удовольствие. (инструмент сопротивляется, шипит и скрипит, а ты уверенно вытаскиваешь из всего этого то, что надо и фиксируешь) Дело в том, что высокочастотные вибрации при плохих струнах, также хорошо слышны и качество настройки получается таким же хорошим. Об этом я писал в преимуществах терцово-секстовой настройки.
При этом я использую различные высокочастотные интервалы с верху настраиваемой ноты и с низу настраиваемой ноты, а также включаю различные аккорды. По началу эти аккорды простые, а потом все более и более сложные. И каждый последующий звук до последней настраиваемой ноты в инструменте я настраиваю именно таким образом.
А теперь
попытаюсь изложить свою логику мышления. Это, как бы вывод из наблюдений за своей логикой мышления при использовании в настройке высокочастотных интервалов. И данный вывод это моё сегодняшнее видение своего развития в направлении совершенствования акустической настройки фортепиано.
Возможно, что эти пункты можно отнести, в принципе, к контролю при настройке фортепиано. Но смысл этих пунктов при терцово-секстовой системе настройки усугубляется и приобретает большую значимость, т. к. чувствительность высокочастотных интервалов чрезвычайно высокая. (Эти интервалы очень чувствительны к движению ключа.) А при акценте только на кварты и квинты эти изменения не слышны и соблюдать эти пункты не возможно. Вот и «скользишь» по интервалам (по кварто-квинтовому кругу) вверх, вниз, и 100%-й уверенности в точном попадании нет. (Собственный опыт)
И так. Выводы.
1. Ни одной настроенной струне нельзя доверять.
Объясню.
Необходимо подвергать сомнению оба звука настраиваемого интервала — и верхний, и нижний..
Подробней.
В процессе настройки, когда следует контроль особенно высокочастотными интервалами, необходимо подвергать сомнению каждую прежде настроенную струну и сопоставлять с другими, соседними высокочастотными и низкочастотными интервалами. И в каждом сомнительном случае убеждаться, что все выше настроенные интервалы верны. Высокочастотные интервалы, в отличии от низкочастотных, очень чувствительны и чутко реагируют на небрежную работу настройщика ключом. Поэтому внимание и еще раз внимание!
2. Это очень важно.
Как можно на более ранней стадии настройки, важно контролировать созвучия высокочастотными интервалами.
У меня в плане тепмерации с первого до последнего интервала – это высокочастотные интервалы. Низкочастотные интервалы (кварты и квинты) я использую только для того чтобы войти в зону темперации и для контроля вибрации в аккорде.
3. Технику октавной настройки необходимо исключить совсем, т. к. она не дает хорошего результата.
Октаву можно слушать только, как результат проведенной темперации внутри и за пределами этой октавы, в противном случае октава будет не верная или случайно правильно настроенная.
4. Темперировать необходимо весь инструмент от первого интервала до самого последнего – от ноты «ля» до самой нижней – ля субконтроктавы и до самой верхней 5 октавы.
Это обусловлено тем, что только так можно добиться правильного звучания всего инструмента с по-настоящему равномерной темперацией. Поэтому, каждая ступень должна сопоставляться с предыдущими, ранее настроенными ступенями и целыми регистрами. И требования к звучанию очередной ступени, например в большой октаве, или в 4 октаве должно быть таким же как к настройке в 1-й и малой октавах.
!!! Высокоточное сопоставление с ранее настроенными звуками и с использованием, как можно большим количеством различных интервалов возможно только с использованием высокочастотных интервалов.
5. Абсолютно все интервалы, существующие в природе, могут быть использованы при настройке инструмента. (Этого при настройке квартами и квинтами нет.)
Главное, чтобы была логика в составлении плана темперации, т. е. понятные для настройщика соотношения биений в настраиваемых интервалах. Так же должно быть ясное понимание, умение слышать, контролировать и закреплять то или иное количество биений в том или ином интервале. Настраивая только квартами и квинтами, все настраиваемые ступени скользкие, как в мыле. Нет четкой, ясной уверенности в работе.
Темперируя инструмент с малой октавы и ниже до контроктавы, я удовлетворяюсь только малыми терциями и малыми секстами, а также интервалами через 1-2 октавы. Порой и секундами. Ведь начиная с середины малой октавы и ниже, квартами и квинтами контролировать настройку просто никак невозможно.
6. Как можно на более ранней стадии настройки (темперации), обязательно включать в контроль плана темперации аккорды.
Эти аккорды могут быть самыми разными, от простых мажорных трезвучий в самом начале темперации, до аккордов любой сложности и расположения (широкий, узкий), когда уже настроена 1 — 1,5 октавы и больше.
Настраивая только квартами и квинтами возможность контроля аккордами может появиться в лучшем случае только с 4 хода темперации, при этом все настраиваемые ступени кварто-квинтовые — «мыльные», т. е. не точно зафиксированные. А у меня со 2 хода темперации начитается контроль аккордами. Мои 2 хода состоят из высокочастотных (высокоточных) интервалов, а не из «мыльных» кварт и квинт.
7. Предвидеть, понимать и быть готовым к тому, что в ранее настроенном регистре возможно изменение натяжения струны, т.е. расстройка, по очень разным причинам.
Услышать такую расстройку поможет контроль только высокочастотными широкими интервалами через 1 – 2 октавы.
Уважаемые коллеги, эта статья у меня возникла в процессе подготовки сайта. Считаю эту статью важной для понимания терцово-секстовой системы настройки и в процессе осмысления материала даст творческому человеку пищу для размышления. В октябре 2012 года, я опубликовал статью на сайте, которая называется «Размышления о терц-сексте (или как приблизиться и понять терцово-секстовую технику настройки) в которой я попытался показать, как пошагово осмыслить и понять то, о чем я повествовал. Если Вы профессионал, думаю, что Вам это будет интересно. А в мае 2013 года на данном сайте я опубликовал анонс собственной школы акустической настройки фортепиано по терциям и секстам. И готов небезвозмездно поделиться опытом своей работы.С уважением.
Геннадий.
yaczri
j06mll
19jf5b