Дата создания 30.04.2012, отредактировано 26.11.2013
Уважаемая аудитория!
Это обращение к тем, кто считает терцово-секстовый метод настройки «так себешным» и не заслуживающим внимания.
Я же считаю терцово-секстовый метод настройки фортепиано высокоточной системой акустической настройки фортепиано, благодаря правильному расчету и контролю соотношений вибраций высокочастоных интервалов, а также различных аккордов в процессе настройки всего инструмента.(См. таблицу биений интервалов)
Наберитесь терпения, а я постараюсь разложить все по полочкам.
И так..
Преимущество первое.
— Пианино и рояли значительно дольше не расстраиваются, т.е. звучат хорошо даже при достаточно активной эксплуатации (при условии стабильного микроклимата в помещении);
Объясняю.
Если относительно ровный микроклимат в помещении и при этом инструмент активно эксплуатируется, то пианино даже российского производства при данной технике настройки критически и очень явно не расстраивается по 3-4 месяца, а импортные – по 6-8 месяцев. Унисоны постепенно расплываются, т.к. это дело объекивное. Но благодаря высоко-точной установке ступеней тонального звукоряда, настроенному звуку нужно настолько далеко отклониться от правильной высоты, чтобы аккорд или ступень «резала» ухо, что для этого необходимо какое-либо ЧП в виде, например, бесконтрольного переохлаждения помещения. А если этого нет, то инструмент очень долго звучит правильно.
.Преимущество второе.
— Данная техника настройки сама «подтягивает» настройщика к более внимательной, точной и правильной работе настроечным ключом, что, несомненно, кратно улучшает результат работы, а именно устойчивость строя.
При этом.
Данная техника настройки в моем понимании, это в первую очередь отличное от кварто-квинтового круга мышление. Так вот, когда ты вслушиваешься в высокочастотные интервалы и стремишься их зафиксировать, то сталкиваешься с тем, что частота вибраций в данных интервалах резко изменяется даже при очень легком прикосновении или нажиме на настроечный ключ. Высокочастотные интервалы очень чувствительны. В связи с этим ты просто по необходимости ищешь такое положение колка, чтобы струна не сползла и звук не уплыл ни вверх ни вниз, остро понимая, что без устойчивого положения колка дальше работать ни как нельзя. Причем, это изменение на столько «микроскопично», что при кварто-квинтовом мышлении эти сползания звука вообще не слышны. Поэтому я утверждаю, что данная техника настройки сама подтягивает настройщика к более внимательной работе с ключом, что кратно улучшает результат работы, а именно фиксация и устойчивость строя.
Преимущество третье.
— Инструменты всегда настраиваются правильно (даже со струнами очень плохого качества), т.к. есть определенные, ясные и понятные параметры настройки, которые слышны на любых инструментах и легко контролируются;
В моей практике
достаточно часто попадаются инструменты звуки которых не ясные, порой шипящие и дающие сами в себе свои собственные обертоны, которые, как известно мешают настройщику сориентироваться на необходимые для темперации биения и установить точную высоту. Но я утверждаю, что это только при кварто-квинтовом мышлении. При терцово-секстовой технике мышления и настройке фортепиано, высокочастотные интервалы можно услышать даже при самых уродливых струнах и изуродованных инструментах, т.к. вибрации в этих интервалах намного чаще, чем любые фальшиво звучащие и шипящие струны. Поэтому при данной технике настройки любые инструменты всегда настраиваются только правильно. Другое дело, когда у инструмента тупой или глухой звук. Но это другая проблема.
Преимущество четвертое.
— Нет никаких проблем при настройке в унисон 2-х и более инструментов. (Практикующий настройщик прекрасно понимает, что это очень ответственная работа, когда все ошибки слышны.)
Объясняю.
В моей практике до сих пор бывают дни, когда приходится настраивать по 7-9 инструментов в день. Это достаточно серьезная нагрузка на психику и как следствие на результат работы. В таком режиме мне приходится работать в музыкальных школах, где в фортепианных классах находятся по два пианино и которые, понятно, необходимо настраивать в унисон. К концу дня усталость бывает колосальной. И не смотря на такую нагрузку, которую можно охарактеризовать как перегрузка все парные инструменты звучат в унисон. В моих унисонах нет расхождения даже и в 0,2 биений в секунду. А по всей клавиатуре 5 или 7 нот, порой, требуют корректировки в басах и дискантах.
— Как я настраиваю в унисон 2 инструмента…
В начале настройки в унисон двух инструментов я просто подстраиваю в унисон ноты «ля» в обоих инструментах и настраиваю по очереди один инструмент за другим. И все! Я это делаю без каких-либо попыток сравнить унисоны двух инструментов в процессе настройки. Самое главное — это точно в унисон настроить первую ноту «ля» у обоих инструментов и чтобы в процессе работы они никуда не сползли. И уверен, что таким образом можно настроить в унисон совершенно любое количество пианино или роялей, в любом сочетании мензур.
Совсем недавно (осень 2012 г.) проверил себя следующим образом. Ситуация такая. Музыкальная школа. Задача — настройка 2-х пианино в унисон. Почти во всех классах парные инструменты. Работал весь день с перерывом на обед. Настроил 7 инструментов. Поздний вечер. Поставил перед собой задачу — настроить еще одну пару инструментов в унисон. Настроил один инструмент и почувствовал, что силы меня совсем оставили, т. к. времени было 12 часов ночи. После 6 часового ночного сна (работа сдельная, поэтому чем быстрей, тем лучше) приступил к настройке второго инструмента. Первая настройка выравнивающая, а вторая — окончательная. Инструменты были на 0,5 метров друг от друга. Чтобы проверить унисоны двух инструментов я вынужден был заклинивать на одном инструменте клавишу, а к другому подходить нажимать эту же клавишу и сравнивать звучание инструментов. Унисоны были все чистые, но я после этого стал проверять вибрации высокочастотных интервалов по тому же принципу. Результат — все высокочастотные интервалы во всех регистрах давали правильную для данного регистра вибрацию. Было впечатление, что я проверяю не два инструмента, а один. Эта работа проводилась не подряд инструмент за инструментом, «по горячим следам», а с ночным перерывом и с серьезной усталостью. Вот такой результат, при терц-сексте. При кварто-квинтовом круге я даже и не предполагал, что унисоны могут быть такими безукоризненными.
Преимущество пятое.
— Терцово-секстовая техника настройки увеличивает скорость настройки.
Потому что,
когда контроль настройки ведешь терциями и секстами, то точка настраиваемого звука настолько конкретная и определенная, что ты со 100% уверенностью стремишься к ней и, поверьте, совсем не составляет большого труда найти её. Просто берешь и заряжаешь определенным количеством биений определенный высокочастотный интервал. И все! А когда ведешь темперацию квартами и квинтами, то именно такой ясности нет. Конечно есть опыт и уверенность, но такой прозрачной определенности нет. (Мне есть с чем сравнить, т. к. начинал то я с кварт и квинт, и всю разницу прочувствовал на себе в полной мере.)
При контроле квартами и квинтами настраиваемые ноты, как в мыле. Их можно понизить или повысить чуть-чуть туда и чуть-чуть сюда. Вот и юлозишь, и растягиваешь темперацию туда-сюда, туда-сюда. Делаешь и делаешь её более равномерной. А время уходит!
А при терциях и секстах чувствуешь себя снайпером, потому что знаешь, что делать и каждый шаг, каждая нота попадает в 10. Вот отсюда и хорошая скорость настройки. Долго не ищешь и при этом благодаря разносторонней проверке, ошибка на ранней стадии проведения темперации не успевает закрасться.
Уважаемые коллеги!
Эти преимущества у меня сформировались в процессе подготовки сайта. Я уже много лет работаю, используя терцово-секстовую систему контроля темперации при настройке фортепиано. Я давно понял и высоко оценил данную систему контроля и настройки инструмента. Я просто радуюсь, что вымучил и понял, как использовать эту технику настройки в своей работе. До сих пор помню то время, как я сам с удивлением и восхищением слушал инструменты после настройки. Даже не верилось, что это моя работа, что это я так настроил. На столько отличался результат после кварто-квинтовой темперации! Инструмент зазвучал мягко, просто. А если попадается пианино с хорошими и ровными струнами, то инструмент звучит, как электронный. Чисто и прозрачно.
Данными умозаключениями я пытаюсь донести мысль, что настройка терциями и секстами действительно заслуживает самого пристального внимания. Она по настоящему облегчает жизнь настройщику. Она дает полную ясность в выравнивании темперираванных интервалов. Терцово-секстовая система настройки дает спокойствие и уверенность в работе. Она тренирует и дает настройщику ясное понимание отличать нужные вибраций от различного рода помех. Даже при шуме из открытого окна или форточки можно очень хорошо настроить инструмент, т.к. вибрации терций и секст очень хорошо прослушиваются.
Это мои еще скромные восхищения о терцово-секстовом методе настройки фортепиано, т.к. я не в достаточной мере владею письмом.
Поэтому.
Рекомендую поразмыслить на эту тему и попробовать поискать путь настройки данным методом. Готов ответить на вопросы.
Статья составлена в августе 2012 года.
P.S. В качестве сравнения и пищи для размышления предлагаю почитать статью — «Недостатки кварто-квинтового круга».
Желаю всем успехов и удачи.
Геннадий.
В октябре 2012 года, я опубликовал статью на сайте, которая называется «Размышления о терц-сексте (или как приблизиться и понять терцово-секстовую технику настройки) в которой я попытался показать, как пошагово осмыслить и понять то, о чем я повествовал. Если Вы профессионал, думаю, что Вам это будет интересно.
А в мае 2013 года на данном сайте я опубликовал анонс собственной школы акустической настройки фортепиано по терциям и секстам. И готов небезвозмездно поделиться опытом своей работы.
f809rz
ooty48
g2m562
lcdi15
gkywx7