Обращение к коллегам — профессионалам.

Дата создания 03.04.2012, отредактировано 06.05.2013

Уважаемые коллеги!

Из многогранной профессии настройщик пианино и роялей, в настоящий момент, я хотел бы выделить только акустическую настройку инструмента. Рассказывать о плане темперации, т. е. перечислять ноты, без подробного объяснения каждого шага, считаю пустой тратой времени. Мне будет очень интересно, КАК и ЧТО думают мои коллеги по данному взгляду и мышлению. С удовольствием пообщаюсь с единомышленниками.

Многие виды работ настройщика фортепиано, а именно  ремонт и регулировка клавишного механизма пианино и роялей, столярные работы и др. в настоящей статье я затрагивать не стану. О них я буду рассуждать и делиться своим опытом по мере подготовки печатного материала.

Предварительно

хочу сказать, что в акустической настройке я использую  почти все интервалы находящиеся в пределах одной октавы и много интервалов за пределами октавы. Так же разнообразные аккорды в различном расположении по всей клавиатуре. И финальный акцент, для окончательной фиксации струны делаю на высокочастотные интервалы, а именно на терции и сексты. Этим я и поделюсь. Ведь поговорить некогда! Все время работа и работа!

И так …

Акустическая настройка фортепиано.

Если брать во внимание малую и 1-ю октавы, то в этом диапазоне я разделяю интервалы на низкочастотные и высокочастотные. Низкочастотные интервалы — это кварты и квинты. Высокочастотные интервалы — это все остальные, существующие в пределах одной октавы: обе секунды, обе терции, тритон, обе сексты и обе септимы.

Объясню, что я подразумеваю под термином низкочастотные интервалы.

Низкочастотные интервалы — это интервалы, биения которых за 1 секунду реального времени пульсируют максимум 3 раза. Это значит, что за 1 секунду низкочастотный интервал  в зоне 1-й и 2-й октавах, дает максимум 3-и звуковых волны или 3 биения, а в малой октаве — 0,22 биения в секунду.

Если струны отличного  качества, то эти биения с большим напряжением, как-то  еще можно проконтролировать. А если струны плохие или очень плохие, то мой опыт говорит, что кварты и квинты с высоким процентом точности установить просто невозможно.

Объясню, что я подразумеваю под термином высокочастотные интервалы.

Высокочастотные интервалы — это интервалы, биения которых за 1 секунду реального времени начинаются от 5-ти  и доходят до 12-ти раз. Я это называю вибрацией интервала.

Собственный опыт:

Частые биения за 1 секунду слышать и контролировать совсем не трудно. Такое количество биений — от 5 до 12 раз,  я различаю, контролирую и фиксирую за 1 секунду реального времени. И такие частые биения слышны даже на очень плохих струнах.

Уверен, что…

Производить темперацию можно и нужно интервалами, которые дают вибрацию 12 биений в секунду и ниже, а именно до 3-4 биений (середина 1-ой октавы и до контроктавы включительно). Только так можно получить качественную темперацию и отличный результат. Возможно, кто-нибудь слышит и контролирует еще более частые вибрации за 1 секунду.

А в конце 1-й и в начале 2-й октав вибрация настолько высока, что её лучше контролировать интервалом терция, нижний звук которого расположить на октаву ниже, а именно использовать интервал дециму. Вибрация терций  в этом регистре  достигает 24 — 28 биений в секунду, что, по моему опыту, просто не реально просчитать и проконтролировать. А в дециме вибрации в 2 раза реже. В данном регистре также можно использовать контроль интервалов и по тембру.

Было даже так…

Я прошел школу настройки фортепиано по кварто-квинтовому кругу. Я даже понял взаимосвязь между соседними квартами и квинтами, и создал систему для определения контроля и фиксации раскачки этих интервалов пошагово. Кварты и квинты при настройке круга постепенно-постепенно замедлялись, и постепенно-постепенно увеличивали волну (частоту биений). Мне казалось, что я нашел ключ к пониманию и осмыслению настройки фортепиано.

Эта система основана на совершенно понятном ритмическом соотношении биений между квартой и квинтой, объединенными одной нотой, но только при настройке круга. Далее надо было решать задачу настройки басов и дискантов. Кварто-квинтовый круг у меня получался просто идеально. Контролировать восходящие и нисходящие кварты и квинты было приятно, т.к. они постепенно замедлялись, опускаясь по хроматизму вниз, и также постепенно учащались, поднимаясь по хроматизму вверх. Я принялся даже писать «труд», в котором излогал данное понимание кварто-квинтовых отношений. Я ликовал.

Но…

В 1993 году на семинаре настройщиков в г. Екатеринбург я встретил человека, который сказал, что кварто-квинтовый круг  для начинающих настройщиков. Что реально существует другой принцип контроля интервалов при настройке фортепиано (и не только ф-но). Это терцово-секстовая система.

На то время только слышал об этой системе. Видел в профессиональной литературе таблицу биений интервалов и при этом считал, что это лишь теория настройки. Я был глубоко убежден, что эти цифры в таблице появились только из-за появления приборов — осцелографов, которые могут определить такую высокую частоту между двумя звуками. Например, 20 или 25 биений в секунду. Это невозможно просчитать и тем более проконтролировать человеческим ухом (большая терция 19,60 или большая секста 22,41). Есть, конечно, и реже. Например: большая секста 9,42 или большая терция 5,83.  Я считал, что это только для того, чтобы настройщики только «тянулись» к эталону. А этот эталон – ТЕОРИЯ. Я так думал…

Этот человек, с которым я встретился на семинаре в Екатерибурге -Толстых Виктор Леонидович. Он послушал, что я вдохновенно рассказывал о своей системе контроля кварт и квинт, и после моего монолога он скромно спросил слушал ли я терции после настройки. И предложил мне внимательно вслушаться в вибрации терций, поднимаясь и опускаясь по полутонам. Я же считал, что на терции обращать пристальное внимание не обязательно, т.к.  контролировать их просто невозможно. 12,35 биений в секунду. Ну кто это сможет услышать и повлиять на ЭТО !? Поэтому, …

Когда я приехал к себе домой и послушал терции, то они были, конечно, разные и явно отличались друг от друга, а как их сделать и выстроить постепенно ускоряющимися и замедляющимися я просто не представлял.

И когда мы встретились на второй день семинара, я спросил о том, как он контролирует и управляет терциями. Виктор Леонидович мне предложил пообщаться у инструмента и пригласил меня к себе в Первоуральск. Я приехал и после общения с ним понял, что в процессе настройки фортепиано делаю, думаю и слышу многое не так как он. И я решил для себя, что буду прилагать все силы, для того чтобы понять и изучить его подход к процессу настройки фортепиано.

  Я понял, что я многого не знаю и, как оказалось, не понимаю что делать.

Через некоторое время я снова приехал к нему в Первоуральск, потом еще и еще раз. И так постепенно, я стал понимать, как необходимо мыслить и работать, настраивая фортепиано терциями и секстами. По началу, было трудно и многое не получалось. Пришлось пересматривать  технику работы с ключом, придумывать совершенно другой план темперации и т.д. А далее становилось все легче и легче. За эти годы мы подружились, т.к. мы взаимообогощались. Я объяснял, как я произвожу столярные ремонты тех или иных узлов инструментов, а он мне свое слышание интервалов и аккордов. Мы также обменивались опытом регулировок и ремонтов различных узлов клавишных механизмов пианино и роялей.  Затрагивали тему интонировки.

А спустя некоторое время…

У меня сформировалось свое видение, свои ПРИНЦИПЫ НАСТРОЙКИ И МЫШЛЕНИЯ при терцово-секстовом плане темперации, с которыми предлагаю Вас ознакомиться. Я предполагаю, что Вам будет интересно, как и что думает Ваш коллега. Ведь мы обычно не все говорим. Все некогда, да некогда.

А в настоящее время я настраиваю так.

Сейчас я темперирую весь инструмент, т. е. каждую ноту связываю одну со многими ранее настроенными. И я понимаю всем своим существом, насколько совершенна и прекрасна терцово-секстовая система настройки фортепиано. Инструменты просто расцветают. Особенно концертные рояли. Ведь если контролировать только кварты, квинты и октавы, то переходя в нижний регистр, начиная с малой октавы и ниже, кварты и квинты имеют такие редкие биения, что их очень и очень трудно, во-первых услышать, а во-вторых быть совершенно точно уверенным, что ты попал правильно в ноту. Кварты и квинты в нижнем регистре воспринимаются вообще как будто они без биений, настолько они (биения) редки.

 На моем опыте был такой факт. Когда я настроил концертный рояль «Эстония» для филармонического концерта, музыканты, как обычно поиграли на репетиции перед концертом и с удивлением сказали, что эта «Эстония» звучит, как «Behstein». Это были приезжие музыканты из Москвы. При этом с «Эстонией» была произведена работа связанная только с настройкой инструмента, ремонтом клавиатуры и полной регулировкой клавишного механизма. Рояль был в возрасте примерно 30 — 35 лет, и никогда за всю свою «жизнь» он не ремонтировался. Ни какой работы со струнной одеждой, декой и прочих столярных работ не производилось.

Я думал, что терцово-секстовый план темперации это сложно понимаемое теоретически и невыносимо трудно применяемое практически дело. А на самом деле это оказалось не только реально выполнимо, но при этом и совсем не трудно реализуемо, в практическом ежедневном и скурпулезном выполнении.

И таким образом я настраиваю все инструменты. И занимает эта работа у меня 40 – 50 минут в спокойном режиме. При условии, что инструмент был настроен в камертон. Если инструмент был настроен на много ниже камертона, то 1 час 10 минут или 1 час 20 минут. При этом 1-я настройка позиционная, а со 2-й уже терцово-секстовая. И для работы головного мозга это обычная, удобная нагрузка. Переутомления нет совершенно. И со временем у меня появилось осмысление  того, что данный подход к настройке фортепиано дает огромное преимущество. Вы можете ознакомиться с моими умозаключениями о преимуществе этой системы и эффекте от её использования на практике.

Хочу заявить ответственно и очень серьезно, что без отличного знания сольфеджио и гармонии я бы не смог научиться ТАК настраивать фортепиано. Я утверждаю следующее: для того чтобы стать хорошим настройщиком, необходимо очень крепкое классическое профессиональное высшее музыкальное образование  и отлично владеть музыкальным предметом — гармония, так же необходимо уметь очень хорошо ориентироваться в любой тональности. Именно на базе такого образования я смог догадаться, как связать техническую профессию — настройщик фортепиано  с чисто  музыкальной профессией и понять терцово-секстовую настройку. Причем, эти знания понятны и при определенной тренировке доступны любому музыканту. Правильно говорится – все гениальное просто.

Или другой путь становления хорошим настройщиком. Это — в процессе становления настройщиком, необходимо приобрести вышеперечисленные навыки. Все просто!  Надо просто учиться и совершенствоваться.

Я знаю, как эти знания передать. Знаю как и чему надо предварительно учиться для полного и ясного понимания данной техники настройки. В связи с этим у меня появились веские доводы, для доказательства необходимости задуматься более внимательно над терцово-секстовой темперацией. В следствие чего рекомендую внимательно прочитать «Недостатки кварто-квинтовой темперации» (В сравнении с терцово-секстовой темперацией) Я постарался описать эти недостатки простым языком.

Важный момент. (Этого я не встречал ни в одной литературе.)

Совершенно очевидно, что все инструменты (фортепиано) разные по звучанию. Это понятно абсолютно всем. И причины тоже известны. Я же утверждаю, что и  высокочастотные интервалы на разных инструментах звучат по-разному.

В зависимости от классности инструмента, интервалы и аккорды получаются разными по своей насыщенности, колориту и по своей внутренней вибрации. И это влияет на окраску общего звучания инструмента.

Объясню.

У каждого инструмента существует свой индивидуальный колорит. И не смотря на то, что инструмент настраивается высокочастотными интервалами и вибрации во всех интервалах правильные, но при этом сами по себе интервалы (внутри себя) дают по громкости и насыщенности разные по очередности виброны, присущие конкретному данному инструменту (как писал настройщик Голубев в своем труде о терцово-секстовой темперации). И поэтому, особенно высокочастотные интервалы и аккорды (которые и состоят из высокочастотных интервалов) на каждом инструменте отличаются индивидуальным колоритом и это показывает индивидуальную общую окраску, присущую только этому данному инструменту. На каком-то инструменте они более жесткие и долбящие, но одинаково жесткие и долбящие по всему диапазону, а на каком-то – менее жесткие и более легкие, как будто танцующие, но также по всему диапазону. Повторюсь, при этом все высокочастотные интервалы настроены правильно.  Интервалы разные в силу того, что в разных инструментах по-разному выделяются те или иные биения (четные или нечетные), разные инструменты по качеству деки, струн, молоточков. И чем выше класс инструмента, тем мягче, проще и чище звучат все высокочастотные интервалы и аккорды. Даже если это сложные джазовые созвучия, в которые вплетены септимы большие и ноны, звук у инструмента очень мягкий и простой. Я в этом с удивлением не 1 раз убеждался. И соответственно, чем ниже класс – тем более жесткие и более настырно бьющие вибрирующие интервалы и аккорды, но одинаковые по всей клавиатуре.

У недостаточно опытного настройщика может создаться впечатление, что у него получилось не так удачно, как это было всегда. Но на самом деле, необходимо просто  убедиться в правильности количества биений в высокочастотных интервалах и взять себе на вооружение, что может быть и вот такой колорит… и не заморачиваться, что почему-то не такое мягкое звучание, как должно быть. Это просто вот такой инструмент…  Это необходимо просто знать и понимать, и предвидеть, что так может быть. И быть готовым к этому, и не смущаться, что интервалы и аккорды звучат не так мягко, как хотелось бы. Повторюсь : Этой мысли я не встречал ни в одной литературе.

Уважаемый читатель, если я еще не сильно утомил своими рассуждениями, то ВЫ можете ознакомиться с организациями с которыми я сотрудничаю и почитать отзывы о моей работе артистов, которые выступают в основном на мировых площадках. Убежден, что это результат терцово-секстовой техники настройки.

Уважаемые коллеги! Если кого заинтересовал мой труд, пишите или звоните.

Желаю всем успехов!

Здесь вы можете послушать мою темперацию на пианино.

Продолжение следует.

Геннадий.

Обращение к коллегам — профессионалам.: 5 комментариев

  1. Здравствуйте! Опытные грузчики,славяне.Перевозка пианино,утилизация.89086381070

    1. Здравствуйте!
      Спасибо за предложение.
      Позвоню. Поговорим.
      Желаю успехов.

Добавить комментарий для Вавилона Вавилоновна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять