Как настроить пианино самостоятельно?

Дата создания 27.03.2012, отредактировано 27.06.2013

Автор статьи профессиональный настройщик фортепиано Геннадий Цыганчук г.Екатеринбург

Уважаемый читатель!

Если Вы не настройщик, то настроить пианино самостоятельно и при этом хорошо невозможно.

Но есть некоторые ориентиры, применяя которые можно подкорректировать и немного улучшить звучание инструмента.

Я это назову — ПОДСТРОИТЬ ИНСТРУМЕНТ.

Для этого необходим развитый музыкальный слух. Например, умение петь и отличать хорошее, стройное и правильное пение от неправильного.

Предварительно необходимо иметь ключ для настройки пианино или купить набор для настройщика фортепиано в музыкальном магазине.

Попробую перечислить некоторые ориентиры.

И так.

Подготовка инструмента к ПОДСТРОЙКЕ.

Разбираем пианино.

Открываем самую верхнюю крышку, на которой лежат ноты, настольные часы, музыкальные центры и порой даже стоят цветы. На передней вертикальной панели, в верхних  углах внутри инструмента имеются деревянные фиксаторы. Эти фиксаторы надо повернуть, чтобы иметь возможность снять эту панель. При этом появляется доступ к механике и струнам. Далее необходимо открыть крышку, которая закрывает клавиатуру.

Перед нами появилась открытая клавиатура. Видно молотки и имеется доступ к колкам и к части струн.

Но…

Сначала необходимо понять и почувствовать, каким образом нужно крутить колок. Как много или мало проворачивать колок в гнезде.

Ориентир такой.

Данная рекомендация относится только к работе с пианино. Для рояля техника работы с ключом другая.

Настроечный ключ необходимо надеть на колок. Ключ должен максимально плотно «держать» колок. Ручка ключа направлена вверх. Если взять за то, что ручка ключа это минутная стрелка часов, то эта стрелка должна быть на без 5-ти минут или 5 минут (какого-то часа). Так вот, поворачивать надо только на 1 минуту по часовой стрелке, т.е. до без 4-х минут, или на 1 минуту назад, т.е., до без 6-ти минут. (Это если без 5-ти минут) Крутить колок надо «чуть- чуть». Это только принцип кручения.

А перед тем как крутить колок, необходимо обнаружить расстроенную струну и от неё подняться вверх и найти нужный нам колок.

Найти расстроенную струну просто.

Нажимаем на клавишу, например, ноту «до» 1 октавы. Нам видно, что молоток этой ноты ударяет стразу по 3-м струнам. Нам необходимо найти одну струну, которая больше всего дает не правильный звук.

Определяется это также просто.

Для нахождения неправильно звучащей струны  необходимо вооружиться резиновым клинком, которым необходимо по очереди, струну за струной заглушать эту группу из 3-х струн. Этот клинок можно сделать из простого ластика для ученических тетрадей. Срезать этот ластик лезвием на угол, в широкую сторону воткнуть обычную вязальную спицу и клинок готов.

Последовательность действий такая.

Нажать на клавишу. Держать клавишу нажатой. Слушать общее звучание 3-х струн. Через 1-2 секунды заглушить резиновым клинком 1-ю по счету струну и при этом продолжать внимательно слушать, не изменилось ли общее звучание этой ноты.

Если общее звучание не изменилось, то по этому же приципу заглушить только 2-ю по счету струну, а потом только 3-ю струну. Смысл этих действий заключается в том, чтобы найти ту струну, которая портит общий звук этой ноты.

Хороший звук ноты это такой звук, который напоминает визуальных штиль на водной глади. Звук ровный без волны, без завываний и без розлива.

Заглушили одну, какую-либо струну и если общее звучание изменилось, то эта струна и давала общую расстройку данной ноты.

Далее.

По этой струне взглядом поднимаемся  вверх и определяем нужный нам колок. На этот колок надеваем ключ (на без 5-ти минут или на 5 минут). Нажимаем на туже клавишу. И пока звучит эта нота, начинаем крутить этот колок на 1 минуту по ходу часов и на 1 минуту в другую сторону. Если звук затухает нужно еще раз нажать на клавишу и снова слушать, и осторожно по 1 минуте крутить и добиваться того, чтобы этот звук становился как можно более ровно звучащим. Как только, по вашему усмотрению звук этой ноты стал ровней, нужно остановить движение руки.

Нота подстроена.

Таким образом, можно подстроить 6 или 7 рядом находящихся нот. (Белые и черные клавиши подряд). Когда диапазон подстроенных нот увеличивается более 6-и , 7-ти, то можно подключать аккорды. Используем простые мажорные аккорды.

Например, аккорд из нот «до», «ми», «соль». Это до-мажорный аккорд. Ноты «до» и «ми» уже подстроены и надо настроить ноту «соль».

Делаем так.

Ноту «соль», из 3-х одинаково звучащих струн, надо заглушать резиновым клинком уже сразу две струны, вставляя клинок между 2 и 3-й струнами. Оставшуюся свободно звучащую 1-ю струну надо подстроить в аккорд «до» мажор, чтобы аккорд «до, ми, соль» звучал правильно, стройно и красиво.

Далее.

К этой 1 струне ноты «соль», подстраиваем 2-ю струну. Для этого надо зажать клинком 3-ю струну, вставив клинок между группами из 3-х струн. При этом заглушается 3-я струна ноты «соль», которого мы настраиваем и 1-я струна следующего соседнего звука. Подстроили 2-ю струну к 1-й.

Далее.

Убираем клинок, который находился между группами из 3-х струн и подстраиваем свободно звучащую 3-ю струну ноты «соль».

Помните, что подстраивая ноту, крутим колок всего на 1 минуту или по часовой стрелке, или против часовой стрелки. Крутим и слушаем внимательно. Цель – звучание 2-х или 3-х струн, как 1 нота. Называется это УНИСОН.

 И так дальше.

Следующую ноту связываем в аккорд. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

А это для гурманов, которые понимают в звучании музыкальных интервалов. Для тех, кто знает как звучит интервал кварта и интервал квинта.

(Я решил добавить данную информацию, по причине частого обращения к данной статье.)

И так, нечто свеженькое.

Например, Вы настроили унисоны нот до, до-диез, ре, ре-диез и ми.

Далее самое интересное.

Если Вы знаете, как должен звучать музыкальный интервал кварта, то Вы сможете настроить эту кварту от ноты «до», которая уже подстроена. Для этого необходимо со струнами звука «фа», произвести такую же работу, как со струнами звука «соль». (Смотрите выше в данной статье) Одну струну за другой подстроить в унисон.

Но! Как подстроить?

Вот тут еще один секретик.

Эта кварта должна быть чуть шире чистого звучания интервала. Что это такое? — Фортепианный строй — это темперированный строй.

В сравнении объясню, про чистый строй.

Чистый строй — это такой строй, когда между настраиваемыми звуками в интервале нет ни каких вибраций, или качаний звука (интервала), или режущих ухо резких дрожаний звука. Чистый строй — это, когда два звука, например, «до» и «фа» настроены, как в унисон. При этом должно звучать два звука, а не один, т. е. ноту «фа» не надо тянуть вверх в унисон к ноте «до». Иными словами нота «фа» не должна звучать по высоте, как нота «до». Нужно искать ноту «фа», которая выше ноты «до» и вслушиваться когда эти две ноты перестанут вибрировать между собой. Когда ты постепенно попадаешь в чистый интервал, то это похоже на то, как ты постепенно попадаешь в унисон, настраивая одинаково две струны. (Очень пригодится практика подстройки в унисон предыдущих нот) Вот это и есть чистый интервал.

А пианино и рояль настраиваются, повторюсь, темперированными интервалами. Что такое темперированный интервал или строй?

Темперированный интервал — это слегка отклонившийся в сторону от чистого звучания, интервал. При этом получается некоторая медленная звуковая волна. Это похоже на некоторое ленивое качание звука, как в очень медленном и плавном  изображении ленты в виде почти горизонтальной синусоиды. Вот примерно так можно образно объяснить, что такое темперированный интервал.

Так вот.

Кварту, из чистого интервала, надо слегка расширить — (чуть-чуть повысить) до появления этой звуковой волны, похожей на ленту в медленном и плавном движении вверх и вниз. Волна должна быть очень медленной и очень спокойной. Вот это и есть темперированный интервал, а именно темперированная кварта.

Настроили одну струну звука «фа», теперь уже темперированную, и к ней подстроили 2 других струны. Вот Вам и темперированная кварта.

Рекомендую.

Ноту «фа- диез» подстроить от ноты «до — диез» — ранее настроенной, также, как «фа» от «до». Такая же кварта, только на 0,5 тона выше. Такая же чуть-чуть расширенная

А вот ноту «соль» лучше подстроить используяк интервал квинту. Это ноты «до» — ранее настроенная и «соль». При условии, что вы знаете, как должна звучать квинта.

Особенность настройки темперированной квинты другая. Надо так же найти сначала чистый интервал, а потом заузить, т. е. чуть- чуть понизить звук «соль». Должна быть такая же лениво качающаяся звуковая лента. Повторяю, квинта слегка зауженный от чистого звучания интервал.

Проконтролировать квинту можно прослушав до — мажорный аккорд. Это ноты до, ми и соль. Аккорд должен быть красивым и приятным на слух. Звучание мажорного аккорда оставляю на совести «подстройщика».  Подстроили сначала одну струну, к ней 2-ю в унисон и 3-ю.

Следующую ноту «соль- диез», связываем в мажорный аккорд от «до-диеза». По аналогии с до-мажором. Поднимаемся мажорными аккордами по очереди (по полутонам)  с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.

Например.

«до»1 октавы и «до» 2 октавы.

«до-диез» 1октавы и «до-диез» 2 октавы.

«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.

Таким же образом можно подстраивать и басовый регистр.

Технически подстройка октав происходит так же, как я объяснил выше на примере  настройки ноты «соль» 1 октавы. Сначала подстраиваем 1 струну, далее 2 струну к 1 струне в унисон и далее подстраиваем 3 струну к 2-м уже настроенным струнам. Все струны подстраиваются в унисон.

В басовом регистре есть ноты, в которых только 2 струны. Их подстраивать проще. Сначала настроил одну, заглушив соседнюю клинком, потом к ней подстроил другую. А самые низкие басовые звуки только по 1 струне. Тут все понятно.

Вот таким образом можно улучшить звучание инструмента.

До какой степени улучшить? — Это зависит от требований к звучанию инструмента и от музыкального слуха человека, который производит данную подстройку.

Уверен.

Поняв принцип подстройки, можно достаточно хорошо и даже удовлетворительно, для пользователя-хозяина инструмента, поддерживать общее звучание инструмента.

Если пользователю-хозяину инструмента не нравится своя работа-подстройка, то вызывайте специалиста. И очень вероятно еще и то, что ваше пианино не будет настроено точно в камертон (440 Гц). И это тоже удел профессионалов.

Существует еще и проблема западания клавиши.

Причин этого великое множество.

Чтобы разобраться с западанием клавиши, посоветую на момент занятия этим делом стать исследователем.

Для этого дополнительно к выше перечисленным этапам разборки пианино необходимо снять еще крышку, которая закрывает клавиатуру. Она закреплена 2 шурупами по краям неподвижной планки, к которой закреплена непосредственно крышка. Эти шурупы надо выкрутить отверткой и убрать эту планку с крышкой. Перед вами откроется относительно свободный доступ к механике и клавиатуре.

Далее.

Нужно внимательно рассмотреть, как работает соседняя хорошо работающая клавиша и просто напросто сравнить с той, которая плохо работает. Нажимать клавиши надо по очереди. С начала хорошо работающую, а потом западающую. Нажимать на клавиши надо медленно, чтобы понять, как перемещаются узлы механики. Если оба узла механики работаю одинаково, а клавиша продолжает западать, то проблема в самой клавише. Надо определить в каком месте она заклинивается, или зажимается и убрать этот зажим или помеху. Может быть между телом клавиши, что-нибудь попало. В материале подготовка инструмента к игре есть некоторое объяснение причин западания.

Уважаемый читатель, поскольку Вы интересуетесь данным вопросом — Вы творческий пользователь. Поэтому я могу предположить, что Вас должен заинтересовать такой актуальный раздел, как клиентам и пользователям фортепиано, в котором я постарался изложить все самое полезное для пользователей пианино и рояля. Подобной информации нет ни в одном паспорте, прилагаемом к инструменту.

Надеюсь, что мои советы Вам хоть чуть-чуть помогут. Главное крутить колок микронными шагами, чтобы далеко не уйти от унисона, и при этом внимательно слушать звук ноты.

 В качестве утешительной информации предлагаю статью об электропианино. Почитайте и порадуйтесь, какой у Вас прекрасный инструмент. Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург.  Лариса Андреевна профессионально и доступным языком объясняет принципиальные отличия цифрового пианино от живого инструмента.

Желаю успехов.

Геннадий.

Как настроить пианино самостоятельно?: 70 комментариев

  1. Genadii Dobri den.Takoi vopros,esli kvinti i kvarti nastraivautisa s bieniem,to kakge mi vixodim na oktavi ,v inison oni viidyt??? V obshem ? Spasibo, Aleks.

    1. Здравствуйте, Aleks!
      Простите за долгое молчание. На то были веские причины.
      По вопросу я понял, что Вас смущает то, что в чистой октаве (без биений) «уживаются» два интервала (кварта и квинта) и оба с биениями. Если я правильно понял вопрос, то отвечаю.
      В чистой октаве (без биений) могут быть так-же чистые, без биений и кварта, и квинта. Но эти интервалы попадают в разряд не темперированных интервалов. А в настоящее время все пианино и рояли настраиваются темперированными интервалами. Темперированные интервалы — это такие интервалы, которые в силу эволюционного развития музыкальных строев стали не чистыми (без биений), а чуть расширенными или чуть зауженными. И только такими интервалами можно добиться благозвучного и равномерного звучания любых аккордов в любой тональности.
      Задача настройщика как раз и заключается, чтобы равноменрно изменить чистые интервалы на нечистые. Изменить так, чтобы эти нечистые интервалы были равномерно нечистыми. Вот так и получается равномерно-нечистый (темперированный) строй. И чем ровней неравномерность, тем выше класс настройщика.
      Желаю успехов.
      Геннадий.

  2. Дорогой Гена ,у меня Урал 1966 г. артикул 102. Конечно старенький ,но механика в порядке ,западающих клавиш нет.
    Конечно есть люфты.Я сам пианист. Маленькие проблемы устраняю сам .Подстраиваю тоже сам(не без помощи Вашей статьи).Но вот молоточки после удара о струны в большинстве клавиш,не отходят на достаточное расстояние от струн и не дают им резонировать . Приглушают звучание. Имеет ли смысл заняться этой проблемой ,можно ли это исправить?
    Настройщикам пока не показывал . Если ответите буду премного благодарен.

    1. Владимир, добрый день! Получил Ваше письмо с вопросами. Отвечаю. «Уралы» иногда бывают очень приличные и хорошо поддающиеся в работе с ними. То, что молоточки не отходят на достаточное расстояние от струн и не дают им резонировать это признак того, что Ваша механика требует регулировки. После полной регулировки клавишного механизма от инструмента невозможно оторваться, он магнитит к себе удобством прикосновения к клавишам в процессе музицирования. Клавиши работают четко, упруго, пружинисто, адекватно и корректно, что позволяет музыканту легко воплощать любые музыкальные образы. После полной регулировки клавишного механизма пальцы музыканта «сами начинают играть». Вот такой эффект от данной работы.
      Данная работа производится за 3-4 часа. Стоимость работы без частичного ремонта (у меня) 5 тыс. рублей. Без продолжительной практики данную работу правильно произвести невозможно. Поэтому рекомендую интересоваться у настройщика стажем работы и умеет ли он производить ПОЛНУЮ РЕГУЛИРОВКУ, т.к. есть ЧАСТИЧНАЯ РЕГУЛИРОВКА.
      Владимир, мне интересно из какого Вы города.
      Желаю успехов.
      Раб был помочь.
      Геннадий.

  3. Ребята, главное чтобы кварта была на 1,5 биения больше чем чистая кварта, остальное неважно))) А если честно, я бы не советовал людям лезть в пианино, даже пыль там протирать… Уж пусть всё делает сам мастер… А то бывали случаи когда приходишь, а у людей пианино после их экспериментов: несколько басовых струн оборвались, пара тройка дискантов тоже, в середине струны — вместе с колком вывернуты (видимо самодельный ключик застрял и его пытались вытащить)… Механика вообще не на месте стоит, от этого и продолжительность звучания необъяснимая для них… Когда такое видишь хочется просто уйти из квартиры и забыть что видел. С уважением к автору статьи — Борис Андреевич / г.Ижевск

    1. Борис Андреевич, добрый день! Вы правы в том, что лучше всего, чтобы всю работу проводил мастер. Но люди желают попробовать настроить свой инструмент самостоятельно и поэтому пусть пробуют. В данной статье я попытался объяснить, как не навредить при попытке самостоятельной настройки. Ну и после самостоятельных попыток, думаю, что пытающиеся люди на собственном опыте смогут ощутить некоторые «прелести», а точнее сложности профессии – настройщик пианино и роялей.
      А если хозяева инструмента напортачили с обслуживанием собственного инструмента, тогда нужно просто исправить ошибки и взять за заботу положенный гонорар. Я именно таким образом и поступаю. И мне это нравится.

      «Ребята, главное чтобы кварта была на 1,5 биения больше чем чистая кварта, остальное неважно)))»
      Борис Андреевич, для настройки концертного рояля этого критерия категорически мало. С таким подходом рояль будет звучать жестко и колюче. Без выравнивания терций и секст (и не только) по всему диапазону, темперация будет неравномерной. Я этим очень плотно занимаюсь, слышу это и отличаю эти подходы, как сладкое от соленого. С таким подходом я настраиваю все инструменты, как бытовые, так и для концерта. На весь комплекс минимальных услуг у меня уходит 1,5 – 2 часа.
      Борис Андреевич, предлагаю пообщаться по скайпу. Если захотите, то можете отправить СМСкой адрес вашего скайпа на мой сотовый телефон, который есть на моем сайте. С уважением, Геннадий.

  4. Добрый вечер
    По настоятельному требованию преподавателя купили механическое пианино Зиммерманн.
    Настройщика нашли по объявлению и сегодня он настроил инструмент.
    После настройки пиано стало играть очень «глухо» или тихо. (мне трудно объяснить, я не музыкант)
    Подскажите, так должно быть или это плохой мастер.
    С уважением,
    Сергей

    1. Сергей, добрый день!
      Отвечаю на ваше письмо.
      Самое главное. Поздравляю с прекрасной покупкой. Немецкое пианино — это замечательный инструмент. Я солидарен с вашим преподавателем. Прочтите на данной ссылке об электропиано http://www.pianoexpert.ru/chto-takoe-elektro-pianino/
      Теперь о «глухом» звуке.
      В начале откройте верхнюю крышку у пианино и посмотрите на молоточки с верху. Молоточки должны ударять точно по струнам без отклонений.
      Подробнее.
      Нужно МЕДЛЕННО нажать на любую клавишу и смотреть сверху на молоточек. Молоточек должен попадать точно на свою группу струн. Эта группа струн визуально понятна и отличима. Эта группа состоит в основном из 3 струн. В басах из 2 струн. Самые низкие звуки — по 1 толстой струне. Если все молотки попадаю на соответствующую группу струн то это хорошо. Если нет — делайте вывод. От этого может быть звук чуть тише.
      Думаю, что у Вашего пианино должны быть все струны, т.к. инструмент очень хороший.
      Следующая причина.
      Может быть клавишный механизм Вашего пианино требует полной регулировки.
      Подробнее.
      Если клавишный механизм пианино или рояля работает не корректно, то на таком инструменте трудно нажимать клавиши при музицировании. Это называется — тугая механика. На тугой механике очень трудно учиться играть на разной громкости. Например, чтобы добиться от инструмента громкого звука нужно поднять кисть руки на 10 -15 см и со всей силы ударить по клавише. Это, Вы понимаете, не музицирование. А при правильном прикосновении и нажатии на клавиши пианино может звучать очень тихо. Полная регулировка клавишного механизма — это дорогая услуга. У меня она стоит 5000 рублей. По прейскуранту в 2 раза больше. Полная регулировка делается 1 раз на 5 — 7 лет, т.к. механика это не струны. Струны расстраиваются быстро, поэтому настраивают инструмент 1 раз в год, а механика очень устойчива. Тем более для обучения в музыкальной школе нагрузка на механику минимальна.
      Следующая причина.
      Вполне могло произойти следующее.
      Ваш инструмент был наверняка расстроен и при этом давал очень полетный, раскатистый и волнующийся звук. Эти звуки очень яркие и кажутся достаточно громкими. Выше в этом письме я касался темы конструкции струн. Так вот. Когда три струны настроены не очень точно в унисон (как одна), а имеют очень малые отклонения от одинакового звучания, в этом случае звук становится как бы волнующимся, кудрявым, взволнованным, а если сильно расстроенным, то кричащим и даже визжащим. Вот она мнимая громкость. А когда настройщик выравнивает звучание струн и делает правильные унисоны (3 струны звучат, как 1 струна), то инструмент начинает звучать более сдержанно. Это и может давать эффект глухоты и тихого звучания.
      Совсем смешная причина.
      Посмотрите на молотки и струны. Может случиться, что между ними лежит что-нибудь мягкое, типа тряпки.
      Следующее.
      Может быть ударная поверхность молотков слишком мягкая и от этого формирование звука соответствующее — тихое, тусклое и глухое.
      Сергей, вот сейчас подумалось.
      Если хотите, то вышлите мне фото Вашей механики с разных сторон, чтобы было видно молоточки и струны. Пусть механика находится прямо в пианино. Фотки 2-3. Середину, со стороны басов и со стороны высоких звуков. Только, чтобы фотовспышка освещала не очень ослепительно.
      Вот вроде бы и все.
      Надеюсь помог.
      Желаю успехов.
      Геннадий.

  5. Здравствуйте!
    Начал разбраться со своим инструментом PETROF. Выяснил, вся клавиатура смещена на полтона вниз.
    Зачем это сделал настройщик я уже не помню, все это было более 30 лет назад. В принципе разницы
    раньше не замечал, но вот решил попробовать поиграть полонез на цифровом пианино при нормальной настройке и со смещением на полтона, разница есть. Так вот хочу попробовать вернуть настройку в нормальное состояние ЛЯ — 440Гц. Всязи с этим хочу задать вопрос. Струны какое натяжение обычно выдерживают по тонам вверх, чтобы не порвать при более чем 30 летнем возрасте инструмента. При 26 летнем опыте работы, наверное чем только не приходилось заниматься и обращать внимание.
    С уважением.

    1. Здравствуйте!
      Ситуация понятная. Отвечаю.
      Из письма я понял, что пианино PETROF последний раз настраивался более 30 лет назад.
      По требованию поддержания правильного звучания инструмента необходима настройка не реже 1 раза в год. Ваш инструмент не настраивался более 30 лет. Вывод: за эти 30 лет Ваше пианино опустилось в звучании на 0,5 тона вниз.
      Смело возвращайте настройку в нормальное состояние ЛЯ-440Гц. Струны инструментов расчитаны на такую нагрузку и рваться не будут, тем более у PETROFa. Это очень приличный инструмент в сравнении с русским.
      Постарайтесь найти, как можно более опытного настройщика, т.к. поднятие на 0,5 тона вверх это трудоемкая и требующая специфических навыков работа, заключающаяся в РАВНОМЕРНОСТИ создания «забытой» нагрузки на чугунную раму.
      Соблюдение этой равномерности обеспечивает более долгое правильное звучание на новой высоте (440 Гц). К сожалению данная работа стоит дороже обычной настройки без поднятия строя и через 1,5 — 2 месяца потребует закрепляющей настройки на новой высоте. Это происходит по физическим законам релаксации металлических струн по причине создания нового непривычного для струн натяжения (инструмент чуть расстроится на новой высоте), а так же по причине релаксации других узлов пианино. Закрепляющая настройка так же стоит (чуть меньше), но денег.
      Я поднимаю строй на 0,5 тона выше за 1,30 — 1,45 часа.
      Надеюсь сориентировал.
      С уважением.
      Геннадий.

  6. Геннадий, добрый день!
    Я немного занимался настройкой фортепиано, но было это давно, лет 20 назад. И у меня был самый простой ключ с квадратным отверстием. Сейчас у меня ключа нет, я озаботился приобрести, сразу решил, что надо искать «звезду». И вот в интернете обнаружил такое разнообразие ключей, что просто заглядение. Особенно удивительный разброс цен. Попадаются такие, что одна рукоятка без головки около 15 тысяч стоит. Заодно узнал, что есть три типоразмера колков, вернее, вибрелей. Я так понимаю, что профессионального качества инструменты стоят заведомо дороже. В то же время наверняка есть инструменты оптимальные по качеству, но не заоблачные по цене. Я это могу понять хотя бы по тому, что видел войлочный клин за цену более 1000 рублей, в то время, как резиновый ластик стоит 10-20 рублей, а удовлетворяет по функциям на 90%. Могли бы посоветовать, что приобретать для настройки? Будем считать, что собираюсь полупрофессионально заниматься этим.
    И еще вопросик. В старых инструментах бывает строй не держится, «едет». Если я правильно понимаю, это бывает от деформации дерева, в частности от рассыхания, при изменениях влажности. И, помнится, в те времена советовали в инструмент ставить какую-нибудь плашку с водой. Так ли это на самом деле? И какие на сегодня есть методы преодоления этой проблемы?
    С уважением, Дмитрий.

    Дмитрий, добрый день!
    Спасибо за положительный отзыв на статью.
    Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
    Если собираетесь настраивать полупрофессионально, то ключ лучше покупать в магазине. Стоимость ключа с 3 головками, с 1 резиновым клинком у нас в магазине (в Екатеринбурге) стоил 2-3 тыс. рублей. Этого вполне достаточно для таких целей. Клинки резиновые или войлочные можно делать самому, т.к. работает на 100%.
    Тема — инструмент плохо держит строй.
    Ваши рассуждения в самую 10. Подходы для поддержания инструмента не изменились. Это — вода в инструмент. Много воды. 2 — 4 литра и следить ежемесячно. Это вариант, когда жалко денег на ремонт.
    Еще можно попробовать вариант с осадкой колков. Это когда плохо держащий колок надо просто молотком по молотку ударом углубить данный колок в гнезде и снова попробовать создать необходимую высоту. Если инструмент не очень сильно высох, то должно сработать. Но воду внутрь надо обязательно ставить.
    Желаю успехов, Геннадий.

    1. Здравствуйте,Геннадий! У меня есть пианино,но оно очень расстроено!я пыталась его настроить сама,но ничего не вышло так как я ноль в этом,я впервые видела его изнутри.мне сказали что нужны ключики,а где их можно взять?там внутри к каждой клавише идет по три струны,которые крепиться на винтиках,я ети винтики пыталась под крутить плоскогубцами,но они не крутятся…пианино я знаю что немецкий. Не знаю как можно его настроить?играть невозможно на нам звуки совсем не те!

      1. Уважаемая Алевтина!
        Пригласите квалифицированного настройщика. Все проблемы отпадут сами собой.
        Желаю удачи.
        С уважением, Геннадий.

    2. Дмитрий, добрый день!
      Спасибо за положительный отзыв на статью.
      Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
      Если собираетесь настраивать полупрофессионально, то ключ лучше покупать в магазине. Стоимость ключа с 3 головками, с 1 резиновым клинком у нас в магазине (в Екатеринбурге) стоил 2-3 тыс. рублей. Этого вполне достаточно для таких целей. Клинки резиновые или войлочные можно делать самому, т.к. работает на 100%.
      Тема — инструмент плохо держит строй.
      Ваши рассуждения в самую 10. Подходы для поддержания инструмента не изменились. Это — вода в инструмент. Много воды. 2 — 4 литра и следить ежемесячно. Это вариант, когда жалко денег на ремонт.
      Еще можно попробовать вариант с осадкой колков. Это когда плохо держащий колок надо просто молотком по молотку ударом углубить данный колок в гнезде и снова попробовать создать необходимую высоту. Если инструмент не очень сильно высох, то должно сработать. Но воду внутрь надо обязательно ставить.
      Желаю успехов, Геннадий.

  7. Добрый вечер, Геннадий. Будьте добры, ответьте пожалуйста на вопрос. Я играю на пианино, но никогда не лезла в его механизм. Уважаю сам инструмент и,тем более, волшебников, которые его настраивают. Хочу порадовать свекровь и подарить ей пианино. в сети можно найти множество объявлений типа отдам\продам недорого ит.д. Хотелось бы спросить у вас, могу ли я,человек,который знает про механизм только то,что там есть струны и молоточки, определить на месте, можно ли его вообще настроить, или оно не поддается реабилитации. И еще, может ли старинное пианино, к примеру, немецкое, быть настолько убитым, что его приведение в чувство (я говорю про звук, не про реставрацию фасада), стоило несколько десятков тысяч рублей? Может, вопрос покажется странным, но я очень хочу порадовать близкого человека, а на новое пианино денег, к сожалению, нет.

    1. Ульяна, добрый день. Прошу прощения за долгое молчание.
      Если человек не знает внутренности пианино и рояля, то выбрать на 100% инструмент невозможно. Лучше выбирать инструмент с настройщиком, который умеет ремонтировать пианино. Это признак того, что он увидит в пианино слабые стороны и сразу скажет сколько будет стоить ремонт инструмента.
      Ремонт пианино «немецкого» может стоить несколько десятков тысяч рублей. Если, например, замена колков на утолщенные, чтобы колки держали напряжение струн и правильную высоту тона. И плюс к этому работа с клавишным механизмом, чтобы механика корректно работала и было удобно музицировать.
      Мой совет такой: Забирайте бесплатно любое русское пианино. Только выбирайте с настройщиком, чтобы выбрать «наименьшее зло». Другими словами, чтобы было меньше вложений для восстановления инструмента.
      Желаю успехов.

  8. Геннадий, добрый день! Инструмент Заря (черный). Выпуск 1955 года. Года до 1985 достаточно активно использовалось. Я и сестра закончили консерваторию. Настроивался инструмент достаточно регулярно мастером. После 85 года использовался меньше,но иногда на нём играл человек с очень жёстким приёмом звукоизвлечения ( как говорят «лупил по клавишам»,но это сильный исполнитель джаза ,чуть грубым звукоизвлечением).
    Какие работы производились с инструментом кроме настройки.
    Были заново отшлифованны молоточки ( до шлифовки были углубления от струн),
    Были перебиты колки. Не знаю на более толстые,или те же но глубже,( делал мастер,думаю что делал по уму)
    С 95 года на инструменете практически никто не играет,строй понятно расползся, инструмент пережил одну перевозку.
    Вопрос,есть ли смысл настраивать,реанимировать фортепиано,или печально!!! попрощаться?
    С уважением
    Александр

    1. Александр, добрый день!
      Отвечаю на Ваше письмо.
      Ситуация понятная. Пианино старенькое и эксплуатировалось по полной. Но, данные инструменты достаточно выносливы. Поэтому стоит его послушать. А именно. Если клавишный механизм у данного пианино работает хорошо, то это значит, что на нем еще можно играть. Далее. Послушайте звучание каждой отдельной клавиши по полутонам по всей клавиатуре. Это необходимо для проверки крепости строя (Состояние колков). Если на каких-либо клавишах звук похож на звучание интервала малая секунда, то это плохо. Это значит, что строй слабый и колки не достаточно хорошо держат напряжение стальных струн. Это ремонт.
      А если все звуки пианино звучат хоть расплывчато, но без острого диссонанса, то это отлично. Ваше пианино нужно только настроить и все. Музицируйте на здоровье!
      Но даже если на некоторых клавишах звучат малые секунды это может быть не так плохо. Объясняю. Нужно вызвать настройщика, который сможет определить процент слабых колков. Может быть, что только эти колки и слабые, а все остальные прилично держат натяжение струн. Ему останется только углубить эти колки (подколотить) и все. А дальше обычная работа — акустическая настройка.
      Настройщик так же осмотрит весь Ваш инструмент и съориентирует на предмет возможных дефектов крупных узлов. Повторю. Ваш инструмент крепкий и в основном крупных дефектов, кроме строя у этих инструментов нет.
      Желаю успехов.
      Геннадий.

      1. Здравствуйте,менья интересует вот какой вопрос-у меня клавиши шатаются,они не ровные по высоте и по растоянию друг от друга. Как исправит эту проблему? Спасибо большое!!! Если Вам не трудно будет,то напишите пожалуйста мне на mail-space235@rambler.ru
        Еще раз блогодарю!!!!!

        1. Простите за долгое молчание! Здравствуйте!
          Когда клавиши шатаются и не ровные по высоте и по расстоянию друг от друга, то это признак серьезной проблемы. Данная проблема решается только специалистом-настройщиком, который занимается ремонтами пианино или роялей. Самому владельцу с данной проблемой не справиться ни как. Ищите настройщика, который не только настраивает, но и умеет ремонтировать пианино или рояли.
          Желаю успехов.

  9. Геннадий ! Спасибо огромное за расширенные и зауженные интервалы. Понимаю теперь, что это, вероятно, имеет отношение к сочетанию «Хорошо темперированный клавир». Я всю жизнь жила с чувством, что некоторые скрипачи играют «скучные» кварты, а мне казалось, что надо играть ОПТИМИСТИЧНЫЕ кварты ! И с пением то же самое у разных хоров. Только в некоторых стилях, возможно, религиозных, бывают к месту эти совсем чистые кварты. Я гитару настраивала именно со своими квартами. Теперь понимаю, что и с пианино — то же самое. Наверное, после Вашей прекрасной статьи попробую к нему сама прикоснуться ключом.

    1. Елена, здравствуйте!
      Спасибо за положительный отклик.
      Желаю успехов.
      Геннадий.

  10. Здравствуйте,коллега!Я настройщик,пианист,преподаватель фортепиано(г.Луганск).Очень интересно было почитать Вашу статью.Однако позвольте не согласиться с тем,что воду в инструмент нужно ставить обязательно.Я считаю целесообразным это в том случае,если инструмент находится длительное время в достаточно жарком и сухом климате,в принципе я проводил наблюдения специально по этой теме.Ну а с чем соглашусь наверняка-так это с тем,что лучше всё-таки вызвать настройщика(он же мастер),нежели пытаться настроить и отремонтировать фортепиано самостоятельно(ведь когда у нас болят зубы,мы обычно идём к стоматологу,а не пытаемся сами поставить пломбу:-)Удачи Вам,пусть всё будет в 440 или даже в 442(если концертный рояль:-)

    1. Здравствуяте, коллега!
      Мирного Вам неба в Украине!
      Спасибо за отклик на статью. На счет воды — мой опыт вот такой. Вода тогда вредит инструменту, когда её в воздухе видно, т.е., когда видно пар. А холодная вода… равномерно впитывается и равномерно испаряется. Без вреда металлическим узлам инструмента. У нас на материке зимой в квартирах можно только так «выжить».
      Спасибо за теплые пожелания.
      Вам желаю здоровья, жаждущих клиентов и выгодной работы.

      1. Геннадий,спасибо за ответ!Приму к сведению Ваш опыт!Ещё раз примите мои искренние заверения в уважении-очень приятно общаться с Мастером такого уровня,как Вы!И отдельное спасибо за пожелания мира…Что подмечено мной из недавнего-при настройке верхний регистр прослушивается плохо,если недалеко работает артиллерия:-(Такой вот печальный опыт,который никому не пожелаю:-(Но будем жить и работать!!!Мира всем!

        1. Alex Fox, добрый день!
          Желаю Вам мужества, мира, здоровья и успехов!
          Геннадий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять