Что такое электропианино?

Дата создания 07.04.2013, отредактировано 26.12.2013

 «МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПИАНО ИЛИ ЭЛЕКТРОННОЕ ПИАНИНО: ВСЁ ЛИ НАМ РАВНО?»

Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург.

           В последнее время в музыкальном мире возникла острая проблема: всё чаще пианисты вынужденно играют на электронных фортепиано ввиду отсутствия качественных механических инструментов. Такая ситуация – результат бездумной политики, проводимой администрацией многих учреждений культуры под лозунгом: «Между механическими и электронными пианино нет никакой разницы».

    Это, конечно, неверно. Электронное и механическое фортепиано имеют ряд существенных, качественных отличий; у каждого в использовании есть своя собственная ниша. Их функции различны, они не предназначены для взаимной замены.

      Электронное фортепиано не обладает и малой толикой динамического, тембрового, регистрового, интонационного разнообразия обычного фортепиано, поскольку устроено принципиально по-другому. Звук лишен объема. На механическом же пианино мы имеем практически бесконечное (!) разнообразие этих характеристик, звук объёмен. Совершенно по-разному работает правая педаль: на механическом инструменте при её использовании будут звучать обертоны не только открываемой струны, но и соседних струн, в электронном пианино есть лишь звучание обертонов нажимаемой ноты, что значительно обедняет звуковую картину, делает её плоской. Далее, играя даже на взвешенной клавиатуре электронного инструмента пианист ощущает совсем другие механические характеристики клавиш, их ход «вверх-вниз» по сравнению с живым инструментом. Это особенно чувствуется в мелкой, «бисерной» технике, репетициях, трелях, игре на piano.

         Из-за таких кардинальных различий невозможно говорить о сколько-нибудь адекватном, полноценном исполнении на электронном фортепиано произведений, предназначенных для исполнения на механическом инструменте. Подобные попытки неубедительны и бессмысленны. Они обречены быть лишь бледной, плоской, безжизненной, лишенной нюансов грубой карикатурой на живую музыку, наполненную смыслом, трогающую души и сердца, волнующую людей. Исполнитель здесь не может быть творцом, создателем музыкального пространства, владеющим бесконечным разнообразием возможностей, неисчерпаемостью выразительных ресурсов живого инструмента, а лишь практически бездушным механизмом, нажимающим вовремя нужные клавиши, почти что шарманщиком. Такие его качества как эмоциональность, темперамент, способность остро реагировать на содержание музыки, умение понять и передать её смысл, владение точным и выразительным интонированием, его гибкость, чуткость, подвижность в смене настроений и чувств, его исполнительская импровизационность – всё это оказывается совершенно ненужным и невозможным.

     При игре на механическом фортепиано возникает явственное ощущение общения с инструментом, его полной отдачи на твоё малейшее волеизъявление, его глубокого неравнодушия к твоим действиям. Кажется, что он совершенно живой, будто ведешь  разговор с тонким, невероятно чутким собеседником, полном неожиданностей и сюрпризов, который тебя бесконечно удивляет и радует. В случае с электронным инструментом тебя не покидает ощущение чего-то искусственного, неживого, неотзывчивого, предельно ограниченного и предсказуемого в своих звуковых возможностях. Словно бы постоянно безответно бьешься в глухую стену. При этом пианист вскоре перестает быть пианистом, в лучшем случае тапёром, он теряет себя как музыканта.

      Напрашивается вывод: музыка, предназначенная для исполнения на живом фортепиано, должна и исполняться на живом фортепиано, для этого и созданном. Композитор предполагает изначально, что будут задействованы специфические звуковые особенности фортепиано; именно в расчете на бесконечное (!) разнообразие звучания нашего инструмента и пишется такая музыка. Пытаться исполнять подобные произведения на электронном инструменте – значит заниматься делом, лишенным смысла, искать то, чего нет, загонять самого себя в исполнительский тупик, стремительно деградировать.

             Поэтому разговоры о полной заменимости механических фортепиано электронными беспочвенны, они не имеют под собой оснований. Подобная точка зрения высказывается обычно людьми, далекими от непосредственного общения с инструментом, либо утратившими навык вдумчивой работы на нем, несведущими, некомпетентными в данном вопросе. Конечно, такая позиция крайне выгодна производителям и распространителям электронных инструментов, а также руководителям и администраторам учреждений, желающим с наименьшими проблемами обеспечить учреждение оборудованием. Действительно, электронные инструменты обычно значительно легче и компактнее, чем обычные фортепиано, имеют современный дизайн и не нуждаются в настройке. Но никакого отношения эти удобные в быту характеристики не имеют к исполнительскому процессу, к художественным целям и творческим задачам, которые композитор заложил в произведение, а исполнитель призван воплотить в жизнь.

           Электронные инструменты, в свою очередь, незаменимы в своих определенных областях – во многих видах современной музыки, эстрадной, электронной, например. К тому же, как показывает практика, и с ними немало проблем – они зависимы от электропитания и часто ломаются.

      Искусственное создание якобы непонимания разницы между двумя столь различными инструментами обедняет нас же самих, воспитывает равнодушие, готовность поглощать любой музыкальный продукт без разбора, делает нас людьми с узким кругозором, невысокими интеллектуальными и духовными запросами, которым все равно, что слушать и на чем играть.

       Вот в чем, я думаю, главный вред политики, широко и целенаправленно проводимой в последнее время.

 Апрель 2013 год.

: 23 комментария

  1. Спасибо за статью. Сам начинал учиться играть на эл.пианино и не понимал разницы. Через 1 год занятий возникло отторжение. Несколько позже сама по себе пришла в голову купить акустическое пианино, хоть и живу на съемной квартире. Сразу почуствовал разницу, как небо и земля. Теперь у меня «Лирика», конечно с ремонтом, настройкой, интонировкой пришлось немало повозиться. На данном этапе доволен. Но мечтаю приобрести кабинетный рояль.

  2. На самом деле автор возможно не слышал по настоящему качественных дорогих цифровых пианино, где например трехканальная объемная акустика, молоточковый механизм и деревянные клавиши,возможность использования полупедали и т. д.
    Звук очень приличный.
    Смотря какая у тебя цель и возможности в плане архитектуры и звукоизоляции, особенно ночью…

    1. Согласен с Вами. От себя хочу добавить, что когда я в восьмидесятые годы пошел в музыкальную школу — там такие колотушки стояли с мебельной фабрики… кривые, дребезжащие, строй не держали толком! (наверное в некоторых старых школах Москвы и были инструменты получше, но я уверен, что 90% учились на таких же как в нашей школе «полированных произведениях мебельной промышленности»). НО ЭТО НЕ МЕШАЛО ПОЛУЧАТЬ БАЗОВЫЕ НАВЫКИ! Учась на том ужасе люди в консерваторию поступали, где оттачивали мастерство уже на приличных инструментах. А современное бюджетное электропианино (с молоточковым механизмом естественно) в сто раз лучше для дома и ДМШ. Просто нужно понимать разницу профессионалу (аспиранту, автору статьи) наверное нужно иметь настоящий механический рояль или фортепиано (она сама это решит), но не нужно засорять мозги простым любителям!!! Я уверен большинство умников, которые тут пишут как классно играть на «Лирике» какой-то, стоя спиной по звуку не отличат электропианино от механики, так же и на ощупь с закрытыми глазами не почувствуют разницы.

  3. Возможно, электропианино (хорошее) стоит очень дорого, за такие деньги можно приобрести если не супер, но очень приличное мех. пианино, еще и на настройки, ремонты останется денег. Но все равно ни что не может заменить живое колебание звука.

  4. мир меняется… что-то отмирает, что-то рождается… это неизбежно…
    когда-то пианино появилось, как замена роялю… чтобы не целую комнату занимать, а всего-лишь угол…
    теперь — электропианино… не думаю, что стоит ломать копья по данному поводу… даже одно пианино — другому как небо и земля… не будем же сравнивать скрипку Страдивари с потоковым инструментом времен СССР… прогресс не стоит на месте…
    есть достойные электроинструменты… со временем они еще лучше будут…
    и останутся настоящие рояли только в концертных залах… и в музеях…
    от нас это не зависит…

  5. Геннадий, доброго времени суток!
    А у меня слово электропианино ассоциируется с серьезными инструментами типа Rhodes, Которые по своей сути электромеханические и ничем не уступают роялям, но это просто другой инструмент.
    И соглашусь с постами выше, что сейчас физическое моделирование развивается и уже есть достойнейшие по звучанию виртуальные инструменты, где все Вами перечисленное учтено, советую посмотреть плагин addictive keys, если Вы с ним не знакомы — там даже звук от педали можно добавить, для студийной работы очень хороший вариант.
    Однако, в силу того, что выдают звук динамики, а не корпус и струны, эффект от них все равно не такой, акустическая картинка искажена как ни крути, подобное звучание может быть реализовано только в очень грамотной многоканальной акустике, которую себе позволить может далеко не каждый.
    Для обучения игре на фортепиано электронные клавиши я считаю непригодными по названным Вами причинам.
    Но для обучения гармонии, основам оркестровки и прочего такие инструменты использовать можно, а духовикам/скрипачам/гитаристам они могут быть очень удобны.
    И да, механическое фортепиано очень нескоро уйдет в небытие, ибо качественную эмуляцию сделать нисколько не проще и не дешевле.

  6. Имею официальный стаж настройщика 7 лет (ДМШ), настраивать начал 23 года назад. С апреля 2013 года у меня дома YAMAHA CPV-601. Из недостатков могу указать, пожалуй, на отсутствие тактильных ощущений от вибрации деки, которое, впрочем, реализовано в более дорогих моделях. А так, многоуровневое семплирование, молоточковая имитация не вызывают отторжения при игре, напротив, появилась масса преимуществ. Лариса Андреевна (автор статьи) скорее не осведомлена, что при семплировании уважающие себя производители снимают звук с лучших аналоговых инструментов. Моделируются атака, затухание, звук прижатия демпферов, резонанс открытых струн и многое другое. Благодаря этому, я имею возможность играть у себя дома звуком самых знаменитых роялей. Нельзя сказать подобное обо всех цифровых пианино, ибо при выборе я был совершенно разочарован звучанием многих образцов. Уверен также и в том, что Лариса Андреевна не сумеет отличить запись этюда Шопена, сделанную на качественном цифровом инструменте от студийной записи концертного рояля. Для более достоверной имитации наверняка можно симулировать тактильные ощущения, возникающие при нажатии на клавишу рояля, когда головка пилота перемещает ножку толкателя, далее, через репетиционный механизм, шпиллер передаёт движение на гаммерштиль с молоточком. Можно реализовать и то, как при возврате молоточек касается фенгера.
    После замены аналогового инструмента на цифровой мои домочадцы (супруга — педагог по ф-но, дочь — закончила ДМШ) стали больше играть, т.к. нет проблем с громкостью.

  7. Ямаха выпускала комбинированный вариант пианино : хочешь — играй на акустическом, хочешь — переключайся на наушники и не мешай никому. Вот это действительно целесообразный вариант! Когда заменили виниловые пластинки на компакт-диски, все были в восторге. Сейчас вновь стали возобновлять производство виниловых. Акустический инструмент не заменят никогда. Это так же невозможно, как и заменить человека. Конечно, смогут создать и искусственную женщину, » идентичную натуральной». Выбор будет за мужчинами )). Ну а пока эти инструменты действительно просто игрушки или простые тренажёры для пальцев. Откликнуться на наши чувства они не в состоянии.

    1. Очень правильное размышление на тему «что такое электропиано». Спасибо за Ваши мысли вслух.

  8. Зачем же автор все инструменты да под одну гребенку? Есть очень приличные электро инструменты. Возможно вам достался дешевый Celviano. А учитывая опус про «даже взвешенную» клавиатуру можно сделать вывод о неудачном опыте с синтезаторами.
    Действительно, пружинная механика синтезаторов несмотря на формально качественно сэмплированный звук, делает игру плоской и неживой (что еще хуже, играть на пружинах — мало приятный навык). Молоточковая же механика может быть абсолютно различной, алгоритмы эмуляции тоже. Тут уже нужно выбирать.
    Сравнивать имеет смысл с инструментами хотя бы того же цензового диапазона. Так вот, в самом низком диапазоне (от отдам в хорошие руки, — до 1000$) электроника предпочтительнее, ибо что-то реально стоящее из акустики найти довольно сложно, поддерживать еще сложнее, а играть можно только в доступные часы. Электро пианино тоже будет не фонтан за эти деньги, но оно хоть слух не будет портить.
    Если вы играете профессионально, то и здесь акустика проигрывает. За 3-5 тыс.$ можно взять очень приличный электро инструмент, который на записи уж точно будет звучать не хуже лучших концертных роялей мира. К сожалению акустические инструменты не предназначены для студийной работы.
    Даже концертный рояль в последнее время… электронный. Да, акустику уже довольно сложно встретить

  9. Где вы видели у простого среднестатистического музыканта 3-5 тыс. долларов??? вот и получается что покупают акустику за 5 тыс рублей + ремонт+настройки = примерно 20000 руб. за 20000 руб я бы очень хотел купить цифровое фортепиано с нормальным звучанием, а не с плоским, звук которого становится невыносимым через 2 дня. Да и когда акустика чуть чуть отклоняется от настройки (немножко ползет строй) звук становится более насыщенным.

  10. Интересно на каком электроинструменте играла Лариса Андреевна? На Юности-75 небось или на PSR-200? Ну как можно сравнивать гроб на колёсиках (на даром их сейчас отдают даром, при условии самовывоза) с качественным электроинструментом, стоимостью от 50 тр и выше? Какое разнообразие тембров может быть у деревяшки!? Один единственный тембр, пусть и неповторимый. А вот разнообразие как раз в процессорах, банках, семплах.
    Как Лариса Андреевна время узнаёт? Наверное на мобильник смотрит, а не настенные часы с кукушкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять