Что такое электропианино?
Дата создания 07.04.2013, отредактировано 26.12.2013
«МЕХАНИЧЕСКОЕ ФОРТЕПИАНО ИЛИ ЭЛЕКТРОННОЕ ПИАНИНО: ВСЁ ЛИ НАМ РАВНО?»
Автор статьи Ивлиева Лариса Андреевна, аспирантка Уральской Государственной Консерватории им. М.П. Мусоргского, кафедра «Специальное фортепиано», класс Народной артистки России профессора Панковой Наталии Георгиевны, г. Екатеринбург.
В последнее время в музыкальном мире возникла острая проблема: всё чаще пианисты вынужденно играют на электронных фортепиано ввиду отсутствия качественных механических инструментов. Такая ситуация – результат бездумной политики, проводимой администрацией многих учреждений культуры под лозунгом: «Между механическими и электронными пианино нет никакой разницы».
Это, конечно, неверно. Электронное и механическое фортепиано имеют ряд существенных, качественных отличий; у каждого в использовании есть своя собственная ниша. Их функции различны, они не предназначены для взаимной замены.
Электронное фортепиано не обладает и малой толикой динамического, тембрового, регистрового, интонационного разнообразия обычного фортепиано, поскольку устроено принципиально по-другому. Звук лишен объема. На механическом же пианино мы имеем практически бесконечное (!) разнообразие этих характеристик, звук объёмен. Совершенно по-разному работает правая педаль: на механическом инструменте при её использовании будут звучать обертоны не только открываемой струны, но и соседних струн, в электронном пианино есть лишь звучание обертонов нажимаемой ноты, что значительно обедняет звуковую картину, делает её плоской. Далее, играя даже на взвешенной клавиатуре электронного инструмента пианист ощущает совсем другие механические характеристики клавиш, их ход «вверх-вниз» по сравнению с живым инструментом. Это особенно чувствуется в мелкой, «бисерной» технике, репетициях, трелях, игре на piano.
Из-за таких кардинальных различий невозможно говорить о сколько-нибудь адекватном, полноценном исполнении на электронном фортепиано произведений, предназначенных для исполнения на механическом инструменте. Подобные попытки неубедительны и бессмысленны. Они обречены быть лишь бледной, плоской, безжизненной, лишенной нюансов грубой карикатурой на живую музыку, наполненную смыслом, трогающую души и сердца, волнующую людей. Исполнитель здесь не может быть творцом, создателем музыкального пространства, владеющим бесконечным разнообразием возможностей, неисчерпаемостью выразительных ресурсов живого инструмента, а лишь практически бездушным механизмом, нажимающим вовремя нужные клавиши, почти что шарманщиком. Такие его качества как эмоциональность, темперамент, способность остро реагировать на содержание музыки, умение понять и передать её смысл, владение точным и выразительным интонированием, его гибкость, чуткость, подвижность в смене настроений и чувств, его исполнительская импровизационность – всё это оказывается совершенно ненужным и невозможным.
При игре на механическом фортепиано возникает явственное ощущение общения с инструментом, его полной отдачи на твоё малейшее волеизъявление, его глубокого неравнодушия к твоим действиям. Кажется, что он совершенно живой, будто ведешь разговор с тонким, невероятно чутким собеседником, полном неожиданностей и сюрпризов, который тебя бесконечно удивляет и радует. В случае с электронным инструментом тебя не покидает ощущение чего-то искусственного, неживого, неотзывчивого, предельно ограниченного и предсказуемого в своих звуковых возможностях. Словно бы постоянно безответно бьешься в глухую стену. При этом пианист вскоре перестает быть пианистом, в лучшем случае тапёром, он теряет себя как музыканта.
Напрашивается вывод: музыка, предназначенная для исполнения на живом фортепиано, должна и исполняться на живом фортепиано, для этого и созданном. Композитор предполагает изначально, что будут задействованы специфические звуковые особенности фортепиано; именно в расчете на бесконечное (!) разнообразие звучания нашего инструмента и пишется такая музыка. Пытаться исполнять подобные произведения на электронном инструменте – значит заниматься делом, лишенным смысла, искать то, чего нет, загонять самого себя в исполнительский тупик, стремительно деградировать.
Поэтому разговоры о полной заменимости механических фортепиано электронными беспочвенны, они не имеют под собой оснований. Подобная точка зрения высказывается обычно людьми, далекими от непосредственного общения с инструментом, либо утратившими навык вдумчивой работы на нем, несведущими, некомпетентными в данном вопросе. Конечно, такая позиция крайне выгодна производителям и распространителям электронных инструментов, а также руководителям и администраторам учреждений, желающим с наименьшими проблемами обеспечить учреждение оборудованием. Действительно, электронные инструменты обычно значительно легче и компактнее, чем обычные фортепиано, имеют современный дизайн и не нуждаются в настройке. Но никакого отношения эти удобные в быту характеристики не имеют к исполнительскому процессу, к художественным целям и творческим задачам, которые композитор заложил в произведение, а исполнитель призван воплотить в жизнь.
Электронные инструменты, в свою очередь, незаменимы в своих определенных областях – во многих видах современной музыки, эстрадной, электронной, например. К тому же, как показывает практика, и с ними немало проблем – они зависимы от электропитания и часто ломаются.
Искусственное создание якобы непонимания разницы между двумя столь различными инструментами обедняет нас же самих, воспитывает равнодушие, готовность поглощать любой музыкальный продукт без разбора, делает нас людьми с узким кругозором, невысокими интеллектуальными и духовными запросами, которым все равно, что слушать и на чем играть.
Вот в чем, я думаю, главный вред политики, широко и целенаправленно проводимой в последнее время.
Апрель 2013 год.
А ведь цифровые пианино,работающие и звучашие только при вкл.розетки в сети,никогда не расстраиваются и соответственно для них не нужны услуги настройщиков,а ведь изза этого профессия настройщика пианино нивелирует,т.е.незаметно вымирает,ведь даже опытный мастер с большим стажем работы,качественно выполняющим настройку,никогда не будет нужен,его труд изза этого невостребован,соответственно он не заработает себе денег,ничего тут уже не поделаешь,развитие технологий и техники способствует появлению новому и уходу предыдущему
Это мнение человека, который не живет в профессии. Работы хватает. Успевай только. Вымирание профессии я не чувствую. Могу сказать даже наоборот… Есть и спрос на настройку, и интерес других настройщиков работать лучше, качественней. Вот такая ситуация, когда живешь в профессии. Сергей, все ok. Чего желаю и Вам в Вашей жизни.
Здравствуйте! Собираю материал для написания подобной, но более развёрнутой и аргументированной статьи. Ищу аргументированные мнения знающих людей — пользователей дорогих цифровых пианино, а также мастеров, которые их чинят и знают внутренности. Желающие могут скачать анкету с моей сайта и вернуть мне на электронную почту в заполненном виде. Скачать можно отсюда: http://fortepiano.by/files. Адрес почты Вы найдёте в разделе «Контакты». Спасибо.
Я настройщик пианино и музыкант. Люблю сочинять музыку, люблю хорошие пианино и рояли, не чураюсь использования цифровых пианино, но считаю их неприемлемыми в обучении игре на фортепиано — как бы ни рекламировали именно это их применение производители и продавцы.
В связи с этим мне особенно интересным будет мнение учителей музыки, которые столкнулись с применением ЦП в обучении.
И, кстати, на чём обучают игре на ф-но на Западе? Кто знает?
Уважаемая Лариса,
я НЕ согласен с тем, что Вы пишете при том, что хорошо владею разными инструментами, включая рояль и имею достаточно большой опыт работы с ними.
Дело в том, что Ваше утверждение о преимуществах акустики перед той же самой миди-клавиатурой подключенной к хорошему сэмплу, снятому с приличного рояля по меньшей мере спорно. Безусловно, обладая дорогим роялем вроде Yamaha, Steinway или аналог. у Вас будет именно тот резонансный богатый живой звук, о котором Вы пишете, но если вы играете на стандартном пианино, Вы не выжмете из него и десятой доли звучания, о котором пишете. Не менее важным фактором является убогое устройство клавиатуры пианино, на которой просто невозможно прогрессировать продвинутому пианисту. В данном случае звук не так важен, как механизм его извлечения.
Итог: если человек способен выложить миллион за хороший рояль (при этом не будем забывать о соседях, которые будут неизбежно ограничивать время ваших репетиций), то это наилучший выбор. Если нет, то выбирать следует именно КЛАВИАТУРУ, которая позволяет достичь виртуозности в игре. С уважением, Михаил.
У меня есть знакомый настройщик он живёт в области его стаж работы 40 лет опытнейший мастер так он мне говорит что сейчас у него частных заказов по настройке не более 1-2 в месяц а бывает так что и 1 заказа в месяц нет,представляете?Я ему советовал создай собственный сайт со своим контактным телефоном,будет больше заказов по настройке,а он далёк от Интернета ему за 70 лет,интернетом пользуются в основном молодёжь и люди среднего возраста,думаю ему помочь с этим,жалко этого человека,сам очень порядочный и честный,как впрочем и все люди его поколения.А в советское время до 90-х и до 2000х он говорит заказов по настройке было насного больше бывало что даже по 2 в день,тогда же намного больше пианино было у людей дома,электронно-цифровых не было в помине,а сейчас это либо маловостребовано либо вообще не востребовано,а что будет интересно к 2020 году?Электроника наверное полностью вытеснит акустику,халтур не будет практически не у кого,на серьёзных больших сценах конечно останутся акустические концертные рояли и в музшколах в музучилищах и консерваториях,хотя я знаю 1 музшколу в области,там директриса списала всю акустику,закупили оптом электроцифровые
lqmvnq
vhensg
dnzb7h
i9om0p
pkubrb