Дата создания 25.06.2015
Автор: Толстых Виктор Леонидович. Профессиональный
стаж настройщика пианино и роялей 45 лет. Средне-специальное
образование музыкальное. Имеет опыт работы
в концертном зале Уральской консерватории ГОСУДАРСТВЕННОЙ
им. М.П. Мусорского г. Екатеринбург.
За основу берется заложенный в отдельно взятой струне мажорный септаккорд с малой септимой
Интервалы делятся на три категории:
- Низкие частоты: квинты — кварты
- Средние частоты: терции — сексты
- Высокие частоты: септимы — тритон.
Темперируется весь диапазон рояля, а не просто переносим звуки по октавам вверх и вниз. Каждый участок диапазона темперируется разными созвучиями в разных сочетаниях. Опускаясь в басы — используем более диссонирующие созвучия, а так же полиаккорды. Поднимаясь в дисканты — используем основные трезвучия и обращения, которые постепенно переходят в высокочастотные наслоения. В обоих случаях сопоставляем спектр обертонов, заложенных в отдельной струне с вновь настраиваемой нотой.
Нельзя настраивать какими-то отдельными интервалами, будь это квинты-кварты, или терции-сексты. Подход должен быть комплексным и многогранным.
Начальный этап темперации не должен включать октаву (самый проблемный интервал). Здесь нужно учитывать то, что если мы классически устраним биения в октаве и будем считать октаву настроенной — это не так. Октавы настраиваются исходя из наложения обоих звуков в отдельности на выстроенные созвучия — учитывая заложенный в каждом звуке септаккорд.
Если взять за основу эталона высоты тон ля малой октавы, то двигая темперацию вверх, мы выстраиваем от этого тона трезвучие ля мажор и квартсекстаккорд ре мажор-. Если двигаемся вниз, то трезвучие будет соль мажор, и от ноты соль строим квартсекстаккорд до мажор-. Здесь важно учитывать вибрации в этих аккордах. Они отличаются от биений в терциях и секстах. В мажорном трезвучии наслаиваются друг на друга нижняя большая терция на верхнюю малую терцию (эффект комбинационных тонов). Эти вибрации аккордов не совпадают с биениями в терциях, а имеют другие свойства. (Это отдельная тема)
В квартсекстаккорде идет наложение сексты на большую терцию, там свои вибрации. Поэтому же принципу мы замыкаем цепь аккордов мажора от всех 12-ти звуков хроматической гаммы (при точной настойке октав внутри созвучий).
При темперации всего диапазона возникают необычные явлении, связанные с отклонениями обертонов на непредсказуемые высотные положения. (Диаграмма искривления Рейлсбека). Даже соседние струны хоров могут существенно отличаться друг от друга шкалой обертонов. Поэтому самая важная задача настройщика — определить спектр отклонения обертонов как в общем диапазоне, так и для отдельных тонов. Нет двух одинаковых инструментов с одинаковыми характеристиками спектра звука. Каждый рояль имеет свою, только ему присущую кривую негармоничности, и её нужно учитывать обязательно. Практика не совпадает с таблицами частот интервалов, вычисленными математически по формулам акустики. Струна акустически не предсказуема, и её нужно правильно выстроить во всю систему настройки. Настойка — это постоянный компромисс между разными интервалами и созвучиями. Нужно правильно упорядочить (выровнять) как диссонансы, так и консонансы. (Особое внимание двойным и тройным октавам по отношению к классической октаве)
Обертоны краев диапазона после 7-го номера могут отклоняться до одного тона, т.е. уходить в другие тональности.
В хорошо настроенном рояле любые гармонические сочетания должны плавно менять свою частоту по всему диапазону. Общая тенденция — в концертных роялях мажоры вибрируют чаще, чем в роялях малой мензуры, тем более пианино.
Желаю успехов.
Уважаемые коллеги, если возникнут вопросы по тексту, то Вы можете обращаться к автору статьи по телефону +7 912 614 85 04.